doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Образовательная программа "Философия для детей" «Философия для детей» («Воспитательный диалог») 2010 – 2011 учебный год: подготовка кадров
«Философия для детей» («Воспитательный диалог») 2010 – 2011 учебный год: подготовка кадров


Аннотация: небольшая, динамичная статья о подготовке кадров по программе «Воспитательный диалог» («Философия для детей»).


Авторы:
  М.В.Телегин, Н.Ю. Киселёва, И.А.Кузовлёва


Ещё раз о программе «Воспитательный диалог» («Философия для детей»)

    Воспитание в глубоком кризисе. Что делать? «Бейся там, где стоишь» - завещал нам великий Суворов. Вот мы и бьёмся, и не собираемся сдавать рубежи. Нам отступать некуда! 
   Вот уже несколько лет на базе Научно-методического Центра Юго-Восточного Окружного Управления Образования Департамента Образования Москвы (НМЦ ЮВОУО ДО), Московский городской психолого-педагогический Университет (МГППУ) реализует актуальный, востребованный курс повышения квалификации педагогов: «Воспитательный диалог» («Философия для детей») – образовательная программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Цель занятий  - теоретическое и деятельностное, практическое освоение учителями, воспитателями ДОУ, воспитателями групп продлённого дня, одноимённых учебных курсов: «Философия для детей» (А.А.Марголис, С.Д.Ковалёв, М.В.Телегин, Е.А.Кондратьев) и «Воспитательный диалог» (М.В.Телегин).
    «Философия для детей» адресована младшим школьникам. «Воспитательный диалог» - старшим дошкольникам (6 – 9 лет самый сензитивный для становления основ мировоззрения возраст).  Программы имеют полное методическое обеспечение: специальные учебники (нравственные задачники), подробные методические руководства по организации каждого занятия, диагностические методики, рекламно-просветительские материалы для родителей. Более 100 подробнейшим образом расписанных, вариативных сценариев воспитательно-мировоззренческих диалогов о самом главном: добре, счастье, красоте, знании, учении, Родине, уважении к старшим, родительской любви, дружбе, порядочности, ответственности, воле, труде… 
     Сегодня, как никогда актуально, звучат педагогические идеи Сократа, Платона, Яна Амоса Коменского («Великая дидактика»), Антония Погорельского («Чёрная курица, или Подземные жители»), В.Ф.Одоевского («Городок в табакерке»), Л.Н.Толстого («Беседы с детьми по нравственным вопросам»), В.А. Сухомлинского («Сердце отдаю детям»), М.Липмана («Философия для детей»). Проходя сквозь призму  психологических концепций Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, идея о мировоззренческом  диалоге, как эффективном методе воспитания, поднимается на современный научно-теоретический уровень, позволяющий проектировать конкретные формы организации учебно-воспитательного процесса.
     Историческим, культурным прототипом полноценных мировоззренческих диалогов, на наш взгляд, являются диалоги Сократа и Платона (сократические диалоги). В ходе воспитания и обучения, организованного по типу сократического диалога, педагог не читает нотаций, не даёт знаний в готовом виде. И, вместе с тем, не устраняется, не пускает на самотёк то, что не должно оставлять без присмотра, ибо «свято место пусто не бывает».
    Педагог узнаёт, чем живёт, дышит воспитанник. Педагог знает цель, видит ориентир, и постепенно, плавно, исподволь, незаметно влияет на дитя, направляет духовный вектор становления ребёнка вверх – к Пушкину, толстому, Шекспиру, Сократу, Шолохову!
    Выдающийся отечественный просветитель В.Ф.Одоевский мечтал: «учитель должен встать на ту ступень, на которой стоит ребёнок, протянуть ему руку и повести за собой, соизмеряя собственные силы с силами дитяти». На занятиях по философии для детей учитель-собеседник создаёт проблемную ситуацию, выявляет уже имеющиеся у ребятишек, сложившиеся в спонтанных актах общения, коммуникации, идущие от семьи, шире, от референтной сферы ребёнка, мировоззренческие представления. И гибко, избирательно, индивидуально, «приноравливаясь» к имеющемуся у ребёнка «здесь и теперь» нравственному опыту, строит «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский) для спонтанных мировоззренческих представлений учащихся.
     «Голос» малыша – «голос» взрослого. Смыслы и значения. Единичное, случайное, поверхностное – внутреннее, глубинное, теоретическое. Как сделать шаг от одного к другому – показал  Сократ, открыв свои знаменитые методы ведения воспитательного, развивающего диалога: конструктивную и деструктивную майевтику, агон, объяснение посредством иносказания, метафоры, «умного образа». "Цель моей майевтики" - говорил Сократ, "педагогическая, она состоит в том, что бы помочь отделить фантазии и лживость в молодых душах от вещей здоровых и реальных".  Впрочем, в двух словах не расскажешь, кому интересно, обращайтесь на специализированный сайт «Философия для детей» www.p4c.ru – вся информация, все учебники в открытом доступе!


Подготовка кадров по программе «Философия для детей» («Воспитательный диалог»)

   Теперь о подготовке кадров. «Кадры решают всё». Психологи из МГППУ и ПИ РАО (Психологического Института Российской Академии Образования), совместно со специалистами кафедры Дополнительного профессионального образования Окружного методического кабинета НМЦ ЮВОУО ДО (Киселёва Н.Ю, Кузовлёва И.А.) выработали сбалансированный (теория-практика) алгоритм подготовки кадров, включающий ряд этапов:
- лекционная часть. Как бы не нахваливали сегодня интернет-дистанционное обучение, но живое, изустное, Его Величество СЛОВО… Не заменить ничем. Оду педагогическому слову пропел Сухомлинский.
    Когда любящий и знающий своё дело лектор обращается к слушателям, когда вплетает в ткань повествования самую злободневную информацию, эмоцию, искромётную шутку… Когда в непосредственном, глаза-в-глаза общении отвечает на сложные, неудобные вопросы. Это, товарищи, дорого стоит. Это, господа, в сердце западает. Это отклик в слушателе, ответную речь, внутреннее слово, прямо по М.М.Бахтину, порождает. 
   Когда информации так много, наступает дефолт информации, происходит её девальвация. Как это ни парадоксально, будущее, (если мы действительно хотим научить человека чему-либо, а не «сделать вид»), за ЖИВЫМ ИЗУСТНЫМ СЛОВОМ! Разумеется, при поддержке со стороны современных технологий, мы не ретрограды;
- семинарская часть. Классические семинары, с вопросами, индивидуальной подготовкой, повторением, закреплением, отработкой проблемных моментов. Трудиться, мысленно возвращаться к изученному, соизмерять с имеющимся багажом, обмениваться опытом, решать задачи, уточнять теоретические аспекты –  чтобы понять, усвоить. Нельзя всё время по верхушкам скакать. «Мы все учились понемногу». Нам нужны ПРОЧНЫЕ, ОСМЫСЛЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. В конце концов, нет ничего практичнее хорошей теории;
- деятельностная часть. Мы учим педагога организовывать воспитательные и учебные – сократические диалоги. Как минимум три следствия вытекает из этой многозначительной и ко многому обязывающей сентенции. Во-первых, педагог должен освоить роль участника диалога (разработаны десятки диалогов для педагогов). Во-вторых, педагог должен смотреть и анализировать диалоги («исходник» – видеозаписи сократических диалогов с дошкольниками, младшими школьниками, подростками), должен находиться в  рефлексивной позиции, в поиске, «покой нам только снится». В-третьих, к горизонту, к идеалу! Педагоги слушают, наслаждаются, анализируют диалоги Платона, диалоги лучших мастеров жанра,  читают литературные произведения-диалоги (как хороша в этом смысле, например, книга В.Ф.Одоевского «Русские ночи», или Л.В.Толстого «Беседы с детьми по нравственным вопросам»);
- проектная часть. Практика – критерий истины. Совместное, затем, после интериоризации, индивидуальное проектирование воспитательных, развивающих диалогов. Мало научить пользоваться готовой методичкой. Без творчества – никуда. Какие же замечательные проблемные тексты для обсуждения пишут учителя (ничего удивительного, они же на земле стоят, детей каждый день видят); какк здорово ориентируются в   мировоззренческих представлениях современных учащихся; как ёмко и точно формулируют цель педагогического общения; как изобретательны, неутомимы в поисках конкретных форм проведения воспитательных мероприятий; как щедры на выдумку, импровизацию. 
    Облегчи немного тяжкое формальное бремя, не перегружай нашего учителя мертвящей рутиной, бумагами, формализмом... Да он горы свернёт. С таким учительским корпусом, с такими традициями, нам ли уныло плестись в хвосте болонского процесса, как обезьяны перенимать каждую западную ужимку? Пора возвращаться к себе домой, пора поверить в свои силы. Без прочного национально-культурного фундамента модернизация превращается в вестернизацию, в свою полную противоположность, в «пшик», в регресс.
- выход в образовательное учреждение, практическая работа в реальном времени. «Лёд, лёд, лёд, сверкает серебристо// Этот лёд не любит компромиссов// Только лёд, сразу даст ответ // Можешь ты хоть что-нибудь, или – нет». У фигуристов лёд, а у нас, учителей – УРОК. Сколько же у учителей, (простите за тавтологию), учителей развелось.  Все поучают: юристы, экономисты, журналисты,  парикмахеры… «Каждый мнит себя стратегом».
    А сколько в самом образовании людей НИ РАЗУ НЕ СТОЯВШИХ У ДОСКИ, НЕ ДАВШИХ НИ ОДНОГО УРОКА! И все при степенях, при званиях, при кабинетах, при должностях. Куда там учителю, «вас здесь не стояло». Вот и приходит на ум: «Как один мужик двух генералов прокормил»; «один с сошкой, семеро с ложкой».
   Чтобы по-настоящему увлечь учителя ему надо показать урок, занятие, диалог. Без предварительных репетиций, с листа. Не тесты-угадайки, а УРОК – вот наш педагогический тест на профпригодность. Остальное – «слова, слова, слова», лирика.
   К детишкам, господа хорошие, в  сад (детский), в школу, за университетскую кафедру… Далее как в киноремарке («прошли годы») – вот тогда и поучайте.
   В рамках курсов повышения квалификации мы имеем возможность целый день провести в учебных учреждениях Юго-восточного Округа, насладиться встречами, почувствовать роскошь человеческого общения.


О практическом семинаре по программе «Воспитательный диалог» («Философия для детей»)

   В декабре 2010 – 2011 году судьба привела нас (более 40 педагогов ЮВАО) в детский сад ГОУ №1264. Московское образование: вход с непарадного подъезда. Президент, премьер-министр борются против показухи, потёмкинских деревень. Вот и мы решили пойти в самый обычный, на рабочей окраине, детский сад.
  Учреждение небольшое, всего 4 группы, находится прямо в жилом квартале. Во дворе высокий забор, за забором своя, заботливо ухоженная территория. Социальную значимость таких детских садов невозможно переоценить!
   Детский сад маленький, камерный, домашний. Педагоги, администрация из всех невеликих сил и материальных возможностей бьются, чтобы привнести сюда уют. Получается. Главное, взрослые не собираются останавливаться на достигнутом. Ну а дети… Дети есть дети, они прекрасны! Ещё бы, сколько сил вложено. Коллектив молодой, амбициозный, полон энергии, задумок… Громадьё планов!
    С кратким приветствием, добрым напутствием выступила заведующая ГОУ.
Затем, старший воспитатель Иванова Ольга Эдуардовна рассказала об уже достигнутом. Программа Васильевой. Крепкий фундамент никогда не помешает. Основное направление – работа по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию в поликультурной среде. Ребятишек здесь  не делят по национальностям и вероисповеданию.
   Воспитатели с любовью, ответственность, пониманием возложенной на них высокой миссии, знакомят детей с русской, российской культурой, культурой стран СНГ, лучшими образцами культуры мировой. А это, конечно, во сто крат труднее, чем экстремистски, провокационно вякать о «русском фашизме».
     Совместные праздники, искусство народов России и зарубежья, народные промыслы, фольклор.  Сказки, мифы, игры народов мира. Тесное сотрудничество с ансамблем «Русская песня» Надежды Бабкиной. Творческое развитие. Культ родной истории. Например, замечательная театрально-музыкальная композиция, посвящённая 65-летию победы советского народа в Великой отечественной войне, широкое празднование Дня космонавтики. Ребёнка должно волновать «настоящее и будущее Отчизны» (В.А.Сухомлинский).
   Эти благородные, светлые мысли замечательно конкретизировала молодой педагог, воспитатель Ботолина Надежда Викторовна. «Не пересушить» логикой, абстракциями. Ведущая деятельность ребёнка-дошкольника – игра. Так больше игры! Больше сердца, эмоции. Развивать наглядно-образное, теоретическое образное мышление, будить интерес, формировать эстетическое чувство, желание думать, размышлять. Воспитатель поделился интересным опытом бесед по произведениям Николая Константиновича Рериха, игр по мотивам фантастических произведений Ивана Ефремова, «научных» опытов с растениями и минералами. Ветераны педагогического труда (слушатели курсов) внимали с уважением. «Тест» сдан на «отлично».
   А потом  было занятие по программе «Воспитательный диалог» («Философия для детей») в подготовительной группе.
   «Давайте кукол своих завтра в садик возьмём, все сразу. Тогда у нас будет больше людей ровно в два раза. Кукла и человек, есть между ними разница? Кажется, всё-таки есть. Куклы не дразнятся».
  Распутывая, вроде, нехитрую коллизию, заложенную в данном проблемном тексте, сравнивая куклу и человека, (сравнение того, что можно представить наглядно, – самая продуктивная операция мышления дошкольника), дети поняли многое. Поняли, что у человека, подобно кукле, есть руки, ноги, голова, словом, тело. Но у человека есть – мысли и чувства, мечты и сны, переживания и надежды. Есть душа, и она человеку – хозяйка. Она – украшение, оправдание, смысл человеческой жизни. «У человека есть доброе сердце» - хором произнесли маленькие философы.
  Не переживайте, мы не разрушили сказку, не подорвали веру в Деда Мороза. Некоторые дети считают, что ночью куклы оживают… «Будьте как дети»!
   Участники семинара единогласно постановили: "Продолжить работу по внедрению программы "Философия для детей" ("Воспитательный диалог") в образовательную практику школ и дошкольных учреждений г. Москвы.