Автор: М.В. Телегин Аннотация: эта короткая статья вышла в России в 1995 году (журнал "Мышление" (приложение к журналу "Психологическая наука и образование"); в газете "Начальная школа"(приложение к газете "Первое сентября") и затем была перепечатана американским журналом "Мышление", издаваемым автором американской программы "Философия для детей" М.Липманом. Статья направлена на популяризацию программы "Философия для детей", несёт явный отпечаток романтизма по отношению к зарубежным программам диалогического воспитания. Впоследствии автор пересмотрел ряд оценок и подходов, но, в целом, материал не утерял своей актуальности.
Скептик: Само это словосочетание кажется мне парадоксальным, вызывает целый конгломерат вопросов... Нарисуйте феноменологический портрет философии для детей, опишите формы бытия этого явления в мире, пусть наш разговор сразу станет предметным, обретет плоть. Так что же такое философия для детей? Грезы? Плод фантазии? Миф? Практик: Сегодня я с полным основанием могу сказать, что философия для детей - это многомерная, полифоничная, динамично развивающаяся реальность. Реальность, воплотившаяся, прежде всего, в программе с одноименным названием, рассчитанной на обучение школьников философии с первого по десятый класс, имеющей полный набор необходимых для целостной педагогической технологии компонентов: специальные тексты для учащихся, учебно-методические материалы для учителей (включающие многовариантное планирование организации учебных дискуссий, системы упражнений для детей, видеозаписи уроков), специальную методику подготовки учителя. Важнейшим измерением этой реальности является уникальная технология выведения философского знания. Эта технология базируется на работе со спонтанными представлениями ребенка, актуализации и стимулировании его естественной любознательности, на подлинном сотворчестве детей в процессе решения философских проблем. "Философия для детей" - это практика, начало которой было положено в середине 70-х годов учеными Института Развития Философии для детей (Нью-Джерси, США) под руководством профессора философии М. Липмана. Тонкий ручеек энтузиастов, людей, "заболевших" философией, сегодня превратился в мощную, широкую реку, на поверхности которой тысячи школьных коллективов в более чем двадцати странах мира (США, Канада, Германия, Австрия, Испания, Италия, Болгария, Австралия, Россия, Румыния, Литва, Чехословакия, Армения, Китай и другие) Глубинным течением реки является деятельность десятков научно-исследовательских групп и целых институтов. В России это Психологический Институт РАО (директор В.В. Рубцов), Международный Образовательный и Психологический Колледж (ректор А.А. Марголис), Центр "Философия для детей" (директор С.Д. Ковалев). Жизнь реки не назовешь спокойной, взаимодействие глубинного и поверхностного течений вызывает вихревые токи, порождает самые причудливые сочетания теории и практики, по-настоящему живую ткань дискуссионного поля, помогающую выявить перспективные "зоны прорыва", возникающие в точке соприкосновения, диалоге самых разных философских и психологических течений. Жизнь реки не прекращается ни на минуту, то принимая организованные формы (семинары, научные конференции, дискуссии на страницах международных и отечественных журналов), то превращаясь в неформальные и внутренние диалоги, предметом которых является программа. Кто хотя бы раз окунулся в реку, придет к ней вновь, так как она кристально чиста, ибо питается из родников детского наивного, вопрошающего удивления миром, его истиной, красотой, тайной, парадоксальностью, удивления, которое на ваших глазах и при вашем участии трансформируется в креативное и дискурсивное, рефлексивное и критическое, чувствительное к контексту и владеющее правилами построения логически корректных умозаключений, критериальное и рассуждающее, способное к приятию и вмещению иной точки зрения... И вместе с тем, наивное, вопрошающее, удивленное мышление человека, который должен найти адекватный ответ на вызовы двадцать первого века. Скептик: Вы нарисовали грандиозную панораму, спели целый гимн своей программе, говорили высокопарно, метафорично. Но что стоит за этими словами? Несть числа новомодным программам и курсам, сгинувшим, едва успев появиться, фальшь которых не успели, к сожалению, вовремя понять обманутые учителя! Практик: Настоящий учитель всегда почувствует фальшь. Хотите посмотреть урок по программе "Философия для детей" с семилетними школьниками? Скептик: Да, конечно. ( Смотрят видеозапись урока, учебный видеоматериал.) Практик: Каково ваше самое сильное впечатление? Скептик: Я уже тридцать лет работаю в школе, но никогда не видел ничего подобного! Дети абсолютно внутренне свободны, раскованы, они так много, убедительно, связно и с такой охотой говорят! Практик: Одной из важнейших составлющих программы является развитие у детей коммуникативных способностей, навыков, а создание благоприятного психологического климата - непременное условие любого философского диалога. Скептик: Я только сейчас начинаю осознавать о чем говорили первоклассники. Они действительно решали философскую проблему! Практик: Ее постановке предшествовала кропотливая и сложная работа- Скептик: Нет, подумать только! Семилетние дети два часа рассуждали о том, какие факторы определяют соотношение хорошего и плохого в человеке, влияют на его поведение! Шаг за шагом, реплика за репликой они сконструировали в диалоге образ-символ. Помните: "Человеческая душа похожа на круг, разделенный трубочкой, в одной половине хорошие качества, а в другой - плохие"? И далее уже другой мальчик продолжил: "Трубочка мягкая, от этого в человеке то меньше, то больше плохого". И он же спустя пять минут сказал: "Я понял, трубочка - это воля человека!" Сколько примеров, мыслей о природе воли появилось! Но кульминацией урока стала поляризация класса при появлении конкурирующей точки зрения, высказанной одной тихой девочкой: "Положение трубочки определяет не сам человек и не его воля, а те люди, которые окружают этого человека, и те дела, которые он делает". И какой состоялся содержательный диалог между детьми, придерживающимися различных точек зрения! Практик: А что вы скажете о роли учителя, как вы ее увидели? Скептик: Конечно, она нетрадиционна. Учитель не выглядел носителем истины в последней инстанции. Стиль его не был авторитарным, скорее он вел себя как равноправный участник диалога. Хотя я заметил его работу по фиксации различных точек зрения, организации диалога между их носителями, изменению контекста. Разрушение первоначально созданного детьми контекста заставляло их конструировать новый, совершенствовать свой способ рассуждения, корректировать его. А еще, очень важно, что учителя всегда понимали, ибо опирался на предположения, пред-понятия, образы, выдвинутые самими учениками. Практик: Это очень точные наблюдения. Скептик: Я почувствовал, как бьется сердце вашей программы, но как работает ее разум? На каких теоретических практических и философских основаниях она зиждется, какие психологические закономерности учитываете вы при построении программы как учебной дисциплины? Практик: Это сложные вопросы и их обсуждение требует времени. Попробую в самом общем виде объяснить теоретические основания программы, раскрыть проблемные узлы. В психологии мы придерживаемся культурно-исторического (Л.С. Выготский), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), используем многие положения замечательного швейцарского психолога Ж. Пиаже, опираемся на закономерности построения коммуникативно-ориентированных учебных сред и создания совместно-распределенных форм учебной деятельности, выявленные В.В. Рубцовым и его сотрудниками. Суть нашего подхода заключается в следующем: для овладения содержанием философии, для становления логического, рефлексивного мышления дети должны выполнять базовую, генетически исходную для философии деятельность - философствование (в форме диалога, полиолога), предметом которого является содержание изучаемого философского понятия. Скептик: Концентрические круги вашего описания сжимаются, и в фокусе моего зрения оказывается действительно содержательная вещь! Но как "запустить" такую деятельность? Практик: Л.С. Выготский писал, что "интерес идет впереди интеллектуального развития, влечет его за собой". Ребенок хочет знать, как вещи, идеи, мысли в самом общем виде взаимосвязаны между собой, у него есть тяга к постановке и решению мировоззренческих, нормативно-аксиологических проблем, тяга к общению, к обнаружению своего места в группе... С другой стороны, ребенок имеет свой мир иллюзорных, фантастических спонтанных представлений, пред-понятий, мыслительных конструктов разной степени сложности, владеет обыденным языком - универсальным средством мыслехранения и мыслеоформления. Все это позволяет ребенку репрезентировать, преломлять философскую реальность. Этот опыт актуализируется при совместном чтении специально созданных философски нагруженных повестей, герои которых решают проблемы, близкие детям и имеющие философское измерение. Результатом такой деятельности является создание философской проблемной ситуации. Философская проблемная ситуация стимулирует детей к обобщению своих спонтанных философских представлений и поиску связей между ними, средств их опредмечивания с тем, чтобы сделать их содержанием дискуссии. Скептик: За счет чего опосредуется спонтанное течение философских представлений? Практик: Учитывая наглядно-образный характер детского мышления, развитую символическую функцию, мы считаем, что одним из таких средств является философская метафора. Такая метафора, употребленная в определенном контексте, может фиксировать выделенное ребенком в результате обобщения своего опыта отношение, передать не только информацию другому участнику дискуссии, но и отношение к ней. Следующее важное средство - различные типы взаимодействий детей, различные тины учебных диалогов в процессе решения философской проблемы. Способы организации таких диалогов -неотъемлемая часть новой учебной технологии. Скептик: Мне вспоминаются знаменитые "сократические диалоги", диалоги Платона. Мне кажется, они чем-то похожи на диалоги ваших детей, отстаивающих разные позиции. Практик: Учебный диалог между носителями разных познавательных позиций - кульминация философствования. Группа совместно философствующих детей выполняет функцию зоны ближайшего развития для каждого субъекта, включенного в нее. Скептик: В силу чего? Практик: В группе, вмещающей различные точки зрения на одну и ту же проблему, возникает социо-когнитивный конфликт, способствующий увеличению интенсивности взаимодействий между детьми, предметом которых является содержание изучаемого философского понятия. Способы действий, рассуждений, стоящие за каждой позицией, становятся достоянием всех. Согласование позиций, осуществляемое с помощью различных философских метафор, или одной метафоры, но употребленной в разных контекстах, приводят к установлению отношений между признаками полноценного философского понятия, к порождению живого сознания "совокупного субъекта", "интерпсихического субъекта" (Бахтин), возможности которого неизмеримо выше, нежели возможности отдельного человека. Совместное обсуждение и отработка гипотез, моделей разрешения философской проблемы вызывает процессы выравнивания уровня информированности, коррекции способов действия всей группы и каждого участника совместной деятельности, становления выработанных группой значений, своего рода квазифилософского языка группы. В результате интериоризации группового процесса философствования ребенок приобретает важные психические новообразования. Скептик: Внимательно следя за ходом ваших мыслей, рискну предположить, что одним из таких новообразований является способность к рефлексии. Столкновение с иной позицией приводит к децентрации ребенка. Критикуя способ мышления сверстника (отнестись к нему легче, чем к авторитарному способу мышления взрослого), сталкиваясь с критикой его собственного способа мышления, ребенок впервые делает свой мыслительный процесс предметом анализа... Я чувствую, что мы только в начале большого диалога. Я обдумаю информацию, любезно предоставленную мне Вами, поработаю над ней, а поможет мне в этом неподдельный интерес, вызванный программой. Спасибо. Практик: После одного из уроков ко мне подошла пожилая женщина и сказала, что она 25 лет преподавала философию в ВУЗе и школе, но о таком уроке могла только мечтать. В ее глазах я прочитал: "Философия для детей!"
|