doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Публицистика Конвенция ООН о правах ребёнка (декларация и реальность)
Конвенция ООН о правах ребёнка (декларация и реальность)

Автор:  ученица 5 класса средней школы Телегина М.М.

Аннотация:
"гладко было на бумаге, а доехали - овраги". Декларация о правах ребёнка - прекраснодушные рассуждения, высокие идеалы, несбыточные мечты... А что на самом деле? Почему взрослые столь цинично обманывают самих себя, почему процветают двойные стандарты. Ищи, кому это выгодно, говорили древние римляне. Точно поставленный диагноз - первый шаг к излечению, выздоровлению. Какая судьба уготована детям? Что ждёт российских детей? Как подумаешь, болью сердце заходится.



О Конвенции

Передо мной лежит основополагающий, фундаментальный документ –  «Конвенция о правах ребенка», принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года. Читаю и завидую сама себе. Сколько, оказывается, прав, у нас, детей. Какую трогательную заботу проявляет о нас, детях, мировое сообщество. В какие строгие юридические формулы облечены наши, детские, права. Сколько, оказывается,  обязанностей у государств и правительств по отношению к нам, детям.
Начну с определения содержания ключевого понятия «ребёнок». Кого можно считать ребёнком? Конвенция даёт недвусмысленный ответ: «…ребёнком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Немало! А до 18-летия в силу ряда физиологических, психологических особенностей человек – ребёнок, нуждается (!) в опеке, защите, поддержке со стороны взрослых. Это совершенно правильная, оправданная позиция. У нас сейчас некоторые «деятели» утверждают: «предоставить максимальную свободу выбора», «не сметь командовать, вмешиваться, опекать». Но до выбора надо ещё дорасти, дозреть. И существуют деструктивные силы, толкающие детей к негативным выборам, разрушительным путям.
Любящие взрослые не должны оставаться «ни холодными, ни горячими» – равнодушными, «сторонними наблюдателями». Как говорил великий чешский педагог Ян Амос Каменский, взрослый, воспитатель  - ведёт бой за душу ребёнка. А по словам К.Д.Ушинского, обязан прививать, пестовать лучшие качества, звать вверх. «Свято место пусто не бывает». Если «свято место» ангельски чистой детской души не займут добрые, любящие родители и учителя, то кому оно достанется на откуп? Хапугам? Растлителям? Пивным королям?
В Конвенции подчёркивается, родителям следует «должным образом управлять и руководить ребёнком». 
Теперь обратимся к правам детей, описанию основных принципов, на которых зиждется Конвенция. Прав декларировано много.
Но главное из них, без реализации которого все остальные не более чем пустой звук, фикция – неотъемлемое право на жизнь, безопасность, здоровое, защищённое развитие.
Конвенция однозначно фиксирует особый статус ребёнка. «Дети имеют право на особую заботу и помощь», на «семейное окружение», создающее «атмосферу счастья, любви и понимания». Взрослые должны подготовить ребёнка к самостоятельной жизни. Обеспечить условия для гармоничного развития, становления полноценной личности.
В Конвенции справедливо подчёркивается «важность традиций и культурных ценностей каждого народа», в деле воспитания подрастающего поколения. Действительно, для растущего, становящегося Человека огромную значимость представляет мир родных символов, родного языка, родной культуры.
Естественно, совершенно недопустимой, преступной признаётся дискриминация детей по признакам «расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения».
Декларируется право  исповедовать различные убеждения и взгляды, придерживаться тех или иных ценностных ориентаций, идеологических установок.
Вместе с тем, это право имеет некоторые вполне понятные и справедливые, на мой взгляд, ограничения. Так, например, очень аккуратно и в рамках закона следует обращаться с информацией, касающейся репутации, прав третьих лиц; а так же имеющей отношение к государственной безопасности, к поддержанию общественного порядка.
Суды, государственные органы при рассмотрении дел обязаны исходить из приоритетов прав ребёнка. В полной мере и  всесторонне обеспечивать интересы детей (в том числе, и в случаях разлучения с родителями, семейных споров и неурядиц, войн и конфликтов между государствами, перемещения детей за границу и т.д.).
Ребёнок ещё не может постоять за себя, не всегда осознаёт собственную идентичность. Но независимо от этих обстоятельств каждый человек, а ребёнок – человек, имеет право на «личное пространство». На индивидуальность (имя, особенности, взгляды, гражданство, семейные связи и т.д.). Человека нельзя превращать в «винтик», пренебрегать его, как говорили русские философы, «самостью», игнорировать его «уникальность».  «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ».
Государства, подписавшие декларацию «уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии», на «свободу ассоциаций и мирных собраний», на личную жизнь и тайну корреспонденции, на защиту от незаконных посягательств на честь и репутацию.
Государства-участники Конвенции обязуются гарантировать определённую информационную политику; всемерно поощрять средства массовой информации «полезные для ребёнка в социальном и культурном отношениях». СМИ обязаны вести людей к идеалам света, красоты и добра, взаимовыручки и взаимопонимания, а не апеллировать к тёмным сторонам человеческой души, не растлевать Человека, не опускать и принижать человеческое достоинство, не разжижать детские умы и души отвратительной рекламой порока, бездуховности, потребительства, эгоизма, пошлости.
Прекрасные образцы родной культуры на родном языке… Обеспечить доступ детей к литературе и искусству – прямая обязанность, долг государств. И ссылки на экономическую нецелесообразность, рынок в этом смысле не принимаются, противоречат духу и букве Конвенции. Ребёнок должен быть ограждён, защищён от разлагающей, отупляющей, расчеловечивающей, наносящей вред моральному, духовному здоровью информации.
Психическое насилие не менее опасно, нежели физическое. А может, и более… «Не так бойся убивающего тело, как убивающего душу».
Особая роль в Конвенции уделяется социальной защите, безопасности, здравоохранению, образованию. Отдельно говорится о защите экономических и культурных прав ребёнка. Подробно регламентируются права и обязанности родителей по отношению к детям. Так, например, родителям, органам образования следует хорошо узнать ребёнка, выявить его склонности и способности, проектировать образовательную среду не просто так, а «в соответствии с развивающимися способностями» ребёнка.
Прекрасные слова, их бы Богу в уши.



Декларации и реальность

«О древе судите по плодам его». Грош цена прекраснодушным заявлениям, если они не имеют твёрдых гарантий. Никакой документ, закон, сам по себе, не способен обеспечить права ребёнка. Давайте обратимся к фактам, посмотрим, каково не декларативное, а реальное положение детей на планете и в нашей стране, России, в начале третьего тысячелетия.
По данным ЮНИСЭФ более 11 млн. детей, не достигших пятилетнего возраста, ежегодно умирают от болезней, которые легко излечить при наличии элементарных средств.
Более 115 миллионов детей школьного возраста никогда не посещали школу.
Из каждых 100 новорождённых в мире (по данным Специальной Сессии по положению детей ООН, прошедшей в 2002 году):
 - 40 не регистрируются, не учтены;
- 26 не получат никаких вакцин;
- 17 никогда не пойдут в школу, а 25 не доучатся и до 5-го класса;
- многие будут работать полный рабочий день (не менее пятой части);
- 30 будут в первые пять лет страдать от недоедания;
- 19 от недостатка питьевой воды;
- средняя продолжительность жизни детей, родившихся в 2002 году, составит 63 года, а у детей из многих стран Африки не превысит 43 лёт.
Но даже на таком мрачном фоне удручающей выглядит ситуация на нашей Родине, в Российской Федерации. Сердце болью заходится, слёзы наворачиваются, это как же мы достукались до жизни такой? Это что же за гуманизм?
В январе 2009 года Федеральная служба государственной статистики подготовила сборник «Дети в России в 2009 году». Цифры разят наповал. Хотя некоторые специалисты считают приведённые цифры «нереалистично оптимистическими», называют совсем уже запредельные «результаты реформ».
Итак, «сегодня в России 26 млн. детей в возрасте от 0 – 17 лет, а в 1995 году было 38 млн». Министр образования Фурсенко признаёт, что за последние 10 – 15 лет «детская популяция», количество детей школьного возраста сократилось вдвое. И это в мирное время. Как можно классифицировать подобное деяние, подобную политику? Павел Астахов, почему вопрос демографической катастрофы не поднимается в контексте обеспечения права детей на жизнь? Кто ответит за не родившихся Ломоносовых, Курчатовых, Гагариных? Почему кто-то ходит на яхте, стоимостью миллион долларов, а кто-то не может купить молока ребёнку? Это что, справедливо?
Почему в демократической, свободной, проклинающей тоталитаризм России 714 000 беспризорников (по другим данным 1, 5 млн.). Почему беспризорные ребята вповалку с собаками лежат на станции метро «Царицыно» и нюхают клей?
Почему реформа школы приводит к платности кружков и уроков, почему изымаются из программ нужные предметы, почему экзамены заменяются угадайкой – ЕГЭ? Почему от 1 – до 2, 3 млн. детей школьного возраста в нашей, некогда самой грамотной и читающей стране мира, оставлены за порогом школы, отрезаны от культуры, обречены на деградацию?
Почему 74000 родителей в 2009 году лишены родительских прав, и это в 2, 3 раза больше, чем в 1995?
Почему, в 2009 году «возраст знакомства» с наркотиками снизился до 6 лет? Ребёнок  в наркотическом и алкогольном опьянении на улицах наших городов уже никого не шокирует. На каждой остановке в моём родном городе – Серпухове, море разливанное суррогатного пива и всякой химической дряни. Вечером- пиво. Поутру – энергетический напиток. О, да, господа взрослые, мы получим конкурентоспособное поколение. Надеюсь, оно воздаст Вам по заслугам «за наше счастливое детство».
Виной всему тот социально-экономический строй (транснациональный капитализм), который позволяет 5% населения планеты удовлетворять самые изощрённые потребности, а 75% населения оставляет безграничную свободу загибаться в беспросветной нищете и безнадёге. Мы обязаны спасти детей!