doski7.jpg



Яндекс.Метрика
Публицистика Корпоративная культура: культурой здесь не пахнет
Корпоративная культура: культурой здесь не пахнет


Аннотация: всесторонний анализ феномена корпоративной культуры. Кто платит, тот и музыку заказывает. Автор убеждён, платят транснациональные империалистические компании. Волчьи сосцы ТНК вскормили-вспоили современную корпоративную культуру! Именно ТНК конструируют виртуально-игровую коммуникативно-знаковую среду, подменяющую дивно изукрашенный Божий мир! Ну да ладно, скоро маски будут сброшены, сами всё увидите.
А пока повеселимся, посетим корпоративчик. Затем серьёзно поговорим о разновидностях корпоративной культуры: корпоративной элитной культуре труда,  корпоративной элитной культуре власти и корпоративной массовой культуре. Само собой, сравним, сопоставим  настоящую высокую культуру с корпоративной культуркой. Отведём душу, раскритикуем последнюю в пух и прах. И в сгущающихся  сумерках, да блеснёт нам луч надежды!
Полный вариант статьи читайте в журнале «Психология для руководителя».


Автор: Телегин М.В.доцент МГППУ, руководитель сектора «Философия для детей».


Содержание
О волчьих сосцах, вскормивших корпоративную культуру
Корпоративная культура: зарисовки с натуры
Корпоративчики
Подарочки
Антураж
Корпоративная культура: элитный  сегмент
Корпоративная элитная культура труда
Корпоративная элитная культура власти
О высокой культуре и корпоративной культурке (массовый сегмент)
О культуре
О корпоративной культурке
Корпоративная культура: последние штрихи 
Лучик надежды
Литература

 


О волчьих сосцах, вскормивших корпоративную культуру

Основателей  Рима, легендарных Ромула и Рема в младенчестве питала млеком волчица. Сосцы, вскормившие корпоративную культуру,  –  тоже волчьи. «С волками жить…».  Если культура корпоративная, то мать-волчица кто, как не корпорация?
Есть корпорации маленькие, камерные. А есть гиганты-доминанты – транснациональные корпорации (ТНК). Глобализация – это экспансия ТНК во все сферы: в экономику, политику, культуру. Сегодня из 100 крупнейших «экономических единиц», 52 единицы – ТНК, а 48 – государства. ТНК контролируют 1/2 промышленного производства, 2/3 торговли и финансов, 4/5 патентов и лицензий. И не собираются останавливаться на достигнутом. Нет пока силы, способной притормозить блицкриг ТНК.
Вспомним фундаментальное положение марксизма – производительные силы развиваются быстрее нежели производственные отношения; экономический базис детерминирует, определяет политическую надстройку. Логика, Ватсон! Если производительные силы уже находятся под контролем ТНК, значит, недалёк тот час, когда и государственные структуры, и сам человек, со всеми своими «потрохами», так же попадёт под «железную пяту» ТНК.  Скоро, совсем скоро, под каким-нибудь гуманно-гуманитарным предлогом (экологическая безопасность землян, установление демократии во всём мире, рациональное распределение остаточных ресурсов, международный терроризм  и т.д.) ТНК окончательно  сбросят маски, и всё станет предельно ясно, как в последние времена. А пока, дабы не думать о плохом, отвлечёмся погружением в услужливо сконструированную для нас виртуальность корпоративной культуры. Но сначала поговорим о её смысле и предназначении.
«Кто платит, тот и музыку заказывает». По-моему мнению, корпоративная культура – это один из «интерфейсов», «переходников» (наряду со СМИ, интернетом, системой образования и т.д.), посредством которых  традиционный, обычный человек «отменяется», «перезагружается», «переформатируется»… И прямо на наших глазах, в режиме нон-стоп, превращается в «постчеловека», в «нового кочевника» (Ж.Атали).
Корпорациям нужны кадры-«винтики»: послушные, управляемые, контролируемые массы. За ширмой «корпоративной культуры» узник в упор не видит собственного бесправия, нередко испытывает иллюзорное, похожее на наркотический «приход» счастье, благодарит судьбу, возносит хвалу «новым феодалам», «новым рабовладельцам».
Обращаясь к восставшим рабам, Спартак называл их: «свободные люди». Тот, кто почувствовал себя человеком, способен сокрушить и римские легионы, и тех, «имя кому легион»! Свободные люди, проснитесь!


Корпоративная культура: зарисовки с натуры

Корпоративчики

А может не стоит переусложнять, загружать, краски сгущать? Оптимистичнее на мир смотреть и думать о простом и близком, о борще!  В отечественной корпоративной культуре что самое главное? Правильно, собственно корпоратив! Не стесняюсь признаться в любви к корпоративчикам! Наблюдать за людьми интересно. Динамика изменений прямо завораживает, русско-российский корпоратив пленяет своею непредсказуемостью.
Коллектив готовится загодя. Его женская часть готовится особенно тщательно. В тот день не работается, все в предвкушении. Оживление. И лёгкий привкус тревоги (как бы чего не отчубучить, а то получится, как в прошлый раз). «Наконец-то этот час настал, и сбылись мечты мои». Всё начинается чинно, как бы нехотя. Старт-ап. Мотор не с первого раза заведётся. Подёргать за верёвочку придётся!
Официальная часть. Нарушенная, как на карнавале (корпоратив – извращённый аналог карнавала) субординация. Шеф – не небожитель, он такой же как мы, вот он, близкий, земной, только руку протяни. Никакой классовой розни, единение, как в Итальянском и Португальском корпоративных государствах, времён не столь отдалённых.
Шефы всех мастей и оттенков, не совершайте страшной-фатальной ошибки, не превращайте корпоратив в производственное совещание. Это же «фи», моветон. От вас ждут человечности, так будьте же человеком! О детях, о здоровье, об «этапах большого пути», об удачах, о радужных перспективах. Высокая нота единения, удовлетворённая тоска по сильному плечу. Успокойте, поддержите, вдохновите… И не засиживайтесь. Поздравили, подарки вручили, слова нужные сказали, охране указания дали, сейф заперли? Мавр сделал своё дело… А то поздно будет. Уходите красиво, пока вам не припомнили!
Первая ступень отработала, отделилась! Полёт нормальный, корпоратив выходит на расчетную орбиту. Потанцевать между ускоряющимися впрысками топлива. Да не скромничайте, что такого? Всё узаконено, за всё уплачено, «так же, как все».
Посплетничать вволю. И ещё наддать, где наша не пропадала. К чёрту напыщенную респектабельность. И перекуры, перекуры. И хорошо. Островки порядка сохраняются. Покурили? Иван Иванович просит слова. Минуточку внимания, ну прошу же вас.
Общие тосты канули в Лету, идёт-гудёт корпоратив, уже разбившись на группки по интересам. Кульминация не за горами.
Кульминация – когда «решат продолжить», в кабинетах, в близлежащих кофешках и ресторанчиках, по-молодёжному в ночных клубах, по-интеллигентски на кухнях. Иногда, вот в чём фишка, вот где цимус, интеллигент оказывается в ночном клубе, а молоденькая секретарша в холостяцкой квартире мелкого начальника. Потаённые виды, бессознательные и полуосознанные влечения, вдруг обретают плоть и кровь, становятся реальными «комбинациями». Становятся  «приключениями», скрашивающими жизнь, вносящими пикантность в монотонность серых, унылых будней. Корпоратив закончился, а воспоминания остались, спрячем же их поглубже в своей субъективной раковине. И ни кому… Да мало ли что подумают, за собой пускай смотрят…
Однако, не слишком ли благостная и невинная картинка корпоратива вышла из под моего пера? Нередки и «негативные» сценарии.
Новый год, крупная оптовая фирма по торговле спиртными напитками. Массовая драка. Началась между сотрудниками двух взаимосвязанных отделов на производственной почве. Начальство попыталось вмешаться, урезонить, и моментально было послано… Диспозиция изменилась мгновенно.  Основные боевые действия развернулись между начальством и охраной с одной стороны, и остальным коллективом с другой. Было круто, я эвакуировался через окно.
Жена сторожит благоверного у входа в офисное здание. Тот, с двумя коллегами под ручку (женского полу),  выходит вальяжно, весел и пьян. Несколько ударов дамской сумкой по физиономии, несколько непередаваемых тирад, семейная лодка разбилась о корпоратив, банально… Жаль.
Копилось, копилось, копилось, на корпоративе лопнуло, прорвалось, ядом разлилось. Вместо праздника – выход радиактивного пара, взаимные обвинения, неприятные сцены.  Сплошь и рядом. Ну да ладно.
Старею что ли, всё чаще на корпоративах, в самый разгар веселья, будто перемыкает меня. Жалко почему-то людей, аж слёзы наворачиваются. И скучно, и тоска накатывает экзестенциальная. И хочется сбежать в русский лес, лес – это наш монастырь, лес – он настоящий! Айда в лес!


Подарочки

Мой друг возненавидел праздники. Что же это деется? Как, в чём, с кем встречать Новый год? В октябре начинают, в конце января заканчивают. Гороскопы. Календари. Рекламные компании. Измочалят, душу вытрясут Психоз невиданной-неслыханной интенсивности нагнетается. Когда слышишь «новый год», руки сами тянутся к автомату Калашникова (пожалуйста, только не надо у нас вводить свободный оборот оружия), и так население как шагреневая кожа скукоживается!
Праздники, дни рождения, особенно юбилеи – это же катастрофа. Круговерть дарообмена. Триумф китайской промышленности. Ненужные безделушки. Фальшивые улыбки. Вымученные гримаски счастья.  «Ой, я именно о такой (120-й) кружке мечтала, с кисюлей». Эллочка Людоедочка на этом фоне – эталон вкуса. А человеку много ли надо? Ему искренность нужна, неподдельное чувство. Причём здесь канцелярка и парфюмерия, хотя бы и самая дорогая и престижная?
Друга отправили поздравлять чиновника среднего пошиба, женщину бальзаковского возраста. Профессиональный праздник. Друг, наивный, целый день думал, что купить, со мной советовался. Купил, букет какой-то особенный, и конфеты, и чай, и вино. Приезжает в департамент – оторопь. Народу невпроворот, такие же, с ясаком. Час простоял в очереди, всё больше ощущая себя идиотом. Какой там чай, какой букет… Там такое!!! Наконец, допустили в приёмную. Навстречу женщина, друг забубнил заранее заготовленную речь (с человеческими акцентами). Женщина снисходительно и чуть презрительно улыбнулась, мол, «деревня».
– Мария Ивановна занята, она к Вам не выйдет.
– А вы ей передадите?
– Конечно, а от кого, как фирма называется?
– А цветы и скромный презент куда?
Впрочем, друг и сам понял. За его спиной высилась, без преувеличения гора подарков.
Друг возненавидел праздники.


Антураж

Леди Гага. Пластиковая посуда. Макдональдс. Микки-Маус. Всё-то корпоративная культура впитает, абсорбирует, переварит, в свою пользу истолкует, каждое лыко в строку вплетёт.  Даже Че в модный бренд обратит.
Помню, коллега, преподаватель ВУЗа, устроился в модный пансион, в 90-х дело было. Мы по 300, а он аж по 1000 американских денег получал. Предел мечтаний. Но после каждой зарплаты вызывал  директор, и мягко так рекомендовал, вы уж костюм подобающий прикупите, и телефон, и пейджер, и зубы, зубы пора…  У нас же клиентура, сами должны понимать. Новоявленный гувернёр терпел унижения, поползновения на свой антропологический статус, молчал. Да не усидел на тёплом местечке, нашли кандидатуру помоложе, поэстетичнее.  
Авторадио и Ретро FM. Одна из форматных тем, –  скорее бы выходные. Не удивительно, посиди-ка, от сих до сих недельку, с девяти до шести, ту же песню подхватишь.
Целая индустрия «корпоративных» фенечек: постеры, календари, магнитики, «приколы», компьютерные заставки. Особый сленг, анекдоты и шутки про шефа, про ожидание отпуска и зарплаты, про «разносы» и «залёты». «Скучен день до вечера…».
Как-то заполнить день, отвлечься, отгородиться от неумолимого капризно и настойчиво поющего у виска голоса: «Тик-так ходики пролетают годики…». Сначала притерпеться, научиться убивать время и не жалеть об отчуждённых, вырванных из жизни мгновениях, спрессовывающихся в года. Затем, привыкнув, убедиться в правомерности поговорки «стерпится – слюбится».
Корпоративных антуража, вообще-то два. Один – официозный, другой – партизанский. Официозный – в строгом, рабочем дресскоде, в дежурных оптимистических улыбках, в нарочитой деловитости планёрок, когда с видом глубочайшего почтения записываешь «гениальные» указивки сверху… В выпрямляющейся под взглядом начальника спине пенсионера, дескать, я ещё ого-го, орёл, поработаю; в заискивающем взгляде провинившегося, не оправдавшего доверие сотрудника; в наушничанье карьериста.
Партизанский. Всякое действие рождает противодействие.  Тайное становится явным, истинное отношение, отнюдь не всегда тождественно демонстрируемому, показному. Начальник за ворота… Или кресло под ним пошатнулось… Или другой офис «затюканный» фрагмент офисного планктона отыскал… И понеслось, «правда-матка», с оттягом, с надрывом, по-нашему, по-русски.
Оглянись, незнакомый офисный труженик. Это при «проклятых коммуняках» рот зажимали, стукачество процветало. Слава Богу, сейчас не то, демократия. Везде камеры, микрофончики, лампочки (для нашей же, разумеется, безопасности). В Лондоне 4 000 000 камер видеонаблюдения. Не болтай! (Помнишь плакат?). «Большой брат видит тебя».
Некоторые шефы и впрямь любят погорячее, слышал, в определённых кругах вошло в моду, «писать» откровения сотрудников относительно вышестоящих инстанций,  «разговоры за жизнь». И прослушивать-просматривать, мазохизм, однако. «Ой туманы мои, растуманы…».


Корпоративная культура: элитный  сегмент

Предчувствую ваши упрёки: «примитивное понимание корпоративной культуры, взял «неправильную страну», Россию, глубокую периферию, и обобщает. Да знаешь ли ты, какие они, настоящие корпорации, да представляешь ли ты весь блеск «хозяев заводов, газет, пароходов?».
Блеск и нищету… Корпоративная культура, как неотъемлемая часть буржуазной, внутри себя делится на две неравные части. «Два мира, два детства». На корпоративную элитную и корпоративную массовую культуру. Мои зарисовки, естественно, относятся к корпоративной массовой культуре, в элиту я не вхож. «Тот, у кого нет миллиарда, может идти…». У меня нет миллиарда.
Но я понимаю, что у суперкорпораций, занимающихся инновационными, прорывными проектами, космосом, оружием, нанотехнологиями, суперкомпьютерами, социальным инжинирингом… Конечно есть своя культура. Корпоративная элитная культура труда!
Как есть своя культура у алмазной головки корпораций, у их «пчеломаток»: Ротшильдов, Рокфеллеров, Дюпонов, Тиссонов, Голдсмитов,  Гейтсов… Корпоративная элитная культура приумножения богатства и власти любой ценой.

Про первую, (корпоративную элитную культуру труда).
Зри в корень, анализируй характер труда. Если труд созидателен, если действительно приносит пользу и содействует прогрессу, она не может обойтись только материально-утилитарными рычагами, вынужденно задействует высшие, альтруистические чувства и мотивы. Чтобы по настоящему изобретать, создавать новое, человеку нужен культ идеи, общности, гуманизма. (Духовное – превыше материального, «МЫ» выше «Я», цель – счастье человечества). Высокотехнологичные корпорации кропотливо отбирают, ищут, холят и нежат творцов. Ибо, от выжиги, карьериста, примитива  творчество бежит сломя голову. Нет творца – нет и творчества. А творчество, самый дорогой товар. Не так ли, капитаны бизнеса?
Организовать взаимодействие миллионов людей, воспитать в определённом духе, направить к решению единой задачи, установить дисциплину и порядок, преемственность, ответственность и контроль. Без культуры столь масштабные задачи не решаются. 

Про вторую, (корпоративную элитную культуру власти).
Она – существует. Она – обеспечивает иммунитет корпораций. Она составляет механизм их воспроизводства, трансляции во времени. Она –  залог нынешнего порядка вещей, актуального статуса-кво. Она – лоно, вынашивающее человеческий материал-субстрат корпораций. Суперэлитарные школы, клубы, исследовательские центры, секты… Финансовый и промышленный капитал давно уже слились во всемирную олигархию, этакую мировую Рублёвку. Нескольких тысяч, связанных самыми разнообразными, в том числе и родственными узами, семейств-кланов, приватизировали нашу планету., присвоили себе монополию на власть! Помните, «Страну негодяев» Сергея Есенина?
«На цилиндры, шапо и кепи
Дождик акций свистит и льёт.
Вот где вам мировые цепи.
Вот где вам мировое жульё.»
Корпоративная элитная культура власти – иголка, в ней жизнь Кащея. Закрытый от чужих глаз узкий мирок «трёх толстяков»,  властелинов. Подождите, ужо мы до вашей иголки-то доберёмся, и «цепи тяжкие падут», царство необходимости сменится царством свободы!


О высокой культуре и корпоративной культурке (массовый сегмент)

Чёрное-белое, по контрасту, сравним-сопоставим подлинную культуру и корпоративную культурку (массовую корпоративную и элитную корпоративную культуру власти), а корпоративную элитную культуру труда до поры вынесем за скобки

О культуре
Культура – само слово произошло от латинского cultura, что означает «возделывание», «воспитание», «образование». Культура –  совокупность пиковых достижений общества в производственном, общественном, умственном отношении. Она обладает анагогическим (Платон) характером, то есть мобилизует и вдохновляет, делает нас светлее и чище, зовёт к горнему, обращается к человеческому в нас.
Культура подходит к человеку с оптимистической гипотезой: в человеке доминирует нравственное, доброе начало. «В человеке всё должно быть прекрасно».  Тяга к свету неистребима! Мы созданы для полёта!
Культура освобождает человека, указывает путь  бесконечного развития и внутреннего совершенствования! Культура зовёт к единению со всем сущим, к всеединству, соборности!
«Каждая душа беременна истиной», - учил Сократ. Культура помогает человеку обнаружить, осознать и донести до других истину, заложенную в его душе (означить смыслы). Культура даёт удивительную возможность молвить  неповторимое слово в диалоге идей и поколений. И, разумеется, культура сама говорит с человеком на языке значений, родных, вечных символов и знаков. Присвоение культуры человеком (осмысление значений) – необходимая предпосылка обретения человеком, народом, эпохой собственного  голоса – стиля.

О корпоративной культурке
Корпоративная культурка –  мелкотравчатая, поверхностная, неглубокая, силящаяся взвесить, исчислить и отменить Божий мир,  –  как тайну, как красоту неописуемую, как нездешнюю  гармонию. Культурке, ей невдомек, что человек конечен во всём, ограничен, что жизнь его коротка, что человеку нужен миф, что никогда личность не оставит попыток прикрепиться к вечности; что человек способен к героическому служению, альтруизму, к подвигу. Культура – жизнь. Культурка – нежить. Культура преодолевает смерть, а культурка до последнего трусливо зажмуривает глаза, пасует перед смертью, или открыто, со сладострастием поклоняется тлению и распаду. Культурка выращена в пробирке, спроектирована наймитами ТНК.
Корпоративная   культура –  внешние, формальные связи; это цепи, это вериги. Даже адепты корпоративной культуры не претендуют на большее, вот как они определяют предмет нашего исследования: «то, что заставляет и мотивирует сотрудников работать в вашей компании согласно принятым правилам». Обратите внимание, «заставляет»!
Или, ещё милый пассаж. «Носители культуры – это сотрудники компании всех уровней, генеральный директор и владельцы компании. Однако, культура должна существовать не только внутри, но и вокруг компании, чтобы поведение вновь приходящих сотрудников трансформировалось в нужном направлении». Красноречивее о корпоративной культуре, как средстве манипуляции, пожалуй, и не скажешь.
Корпоративная культура имеет ярко выраженную катагогическую направленность, аппелирует к «тёмным сторонам человеческой души»; играет на наших слабостях: лени, страхе, эгоизме, упрямстве; спекулирует на предрассудках и низменных инстинктах. Корпоративная культура – катагогическая, «падающего, подтолкни», она тянет человека на дно, толкает вниз.

Корпоративная культура: последние штрихи 

В заключении – информация к размышлению. Итак, корпоративная культура:
- соблазняет хлебами, чтобы душу дьяволу продали, забыли, по Чьему образу и подобию созданы, променяли первородство на чечевичную похлёбку;
- подрезает человеку крылья, чтобы не улетел;
- указывает место в иерархии, «всяк сверчок знай свой шесток»;
- стремится искоренить братские чувства, заставить нас видеть друг в друге конкурентов;  - разделяет людей, возводит между ними преграды, провоцирует и стравливает;
- убивает традицию, стремится искоренить культурно-историческую специфику, навязать экуменизм, отвратительную «мультикультурную толерантность»;
- мешает понять, что только будучи частью своего народа, взрастая на благодатной почве родной логосферы, человек способен подняться к общечеловеческой идее, обогатить мировую культуру;
- поднимает на щит безродный космополитизм;
- хаотизирует сознание, допускает логику и рефлексию лишь в «узкоспециальных» объёмах; не даёт построить адекватный субъективный образ объективного мира;
- рассеивает, а не концентрирует, развлекает, а не образовывает;
- путает, плутает, вихляет, с толку сбивает;
- впаривает залежалый товар, форму за сущность тщится выдать;
- посягает на универсальность мышления, заражает человека «профессиональным кретинизмом», превращает в «однобокий флюс»;
- пытается погрузить человека в виртуальный морок-сон, в искусственный, насквозь фальшивый эрзац-мир;
- адаптирует к нынешнему, расточительному, губительному, несовместимому с жизнью мировому порядку;
-  до краёв наполняет жизнь приспособленцев и соглашателей потребительством («вырастить потребителя»), создаёт иллюзию выбора и свободы;
- имитирует обогащение жизненного опыта личности, создаёт видимость приобщения к художественному творчеству;
- программирует поведение;
-  суггестивно воздействует, внушает мысль о  фатальной предопределённости, «естественности» и неизбежности господства либерального империализма, о бесполезности сопротивления, борьбы;
- поднимает на щит мещанство и пошлость («фильмы-боевики нравятся таксистам»), с учёным видом твердит благоглупости;
- культивирует «успех», замешанный на эгоцентризме, нарциссизме и гедонизме (безудержное стремление к наслаждениям, жизнь дана для плотских утех);
- поклоняется мамоне, золотому тельцу;
- релятивистски отвергает абсолюты («всё относительно»), ниспровергает авторитеты;
-  святотатствует, ёрничает, издевается над святынями;
- превознося потребление, умаляет  труд.
Лучик надежды
Есть у меня мечта. А что если когда-то, под давлением обстоятельств, перед лицом грозных вызовов, может вынужденно, по расчёту, а может, (люди всё-таки) по доброй воле, там, в штабах-золотых дворцах одумаются, переживут катарсис, и искупят вину…
Направят мощь ТНК на решение действительно насущных, вопиющих проблем человечества. Прекратят дурить и обманывать нас, помогут очистить сознание и душу от многовековых залежей злобы, ненависти, непонимания. И по мостику корпоративной культуры труда переведут людей на высокий солнечный берег подлинной культуры! «Мороз и солнце, день чудесный!».

Литература:
Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М.: Политиздат, 1978.
Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.