Автор: кандидат психологических наук, путешественник А.Г. Сулейманян Аннотация: проклятие лжецам и фальсификаторам истории; короткое, светлое, задушевное эссе о Победе и об истинных героях. Источник: сайт www.hrono.ru Гвозди бы делать из этих людей Не было б в мире крепче гвоздей». Н.Тихонов
«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят». А.Фатьянов Почему мы победили? Конечно, нельзя назвать одну причину, потому что в войне, как и в любом трудном и ответственном деле нет мелочей. Я хочу поделиться с читателями своими размышлениями, и предлагаю по-новому взглянуть на хорошо известные факты. Советская пропаганда, особенно во время войны никогда не врала и тем более не прибегала к изощренной лжи, как это принято в «свободном демократическом обществе». Единственное в чем ее можно упрекнуть – в умолчании, чем так коварно воспользовались СМИ времен «перестройки» и правления Ельцина. Одной из основных тем у «шелкоперов и бумагомарак» «смутного времени» была и остается «дегероизация войны»: подвиг либо ставился под сомнение, как, например, в случае с Егоровым и Кантария; объявлялся следствием душевной болезни, как с Зоей Космодемьянской; или поступком подневольным – так эти трусы и подлецы оценивают самопожертвование Александра Матросова и тех, кто последовал его героическому примеру. Кроме того, часто лукаво утверждается, что «победил народ». Как будто возможны «завод без главного инженера», «команда без тренера», «театр без режиссера» и т.д.
Не касаясь поразительного нравственного уродства сочинителей этих теорий, остановлюсь на сути этих манипуляций: по тому, что человек ругает и хвалит можно судить о его личности и целях. Генералиссимус Сталин, при одном упоминании имени которого до сих пор «демократы» и «антисоветские патриоты» дрожат от страха, подтверждая мудрость восточной поговорки «шакал обходит со страхом даже мертвого льва» (уверен, что этим и объясняется их протест против плакатов с Верховным Главнокомандующим на юбилее Великой Победы), говорил: «плохо, когда враг хвалит вас – значит вы ошиблись; хорошо, когда он ругает вас – вы на правильном пути». Следуя этому правилу нельзя не заключить, что главной причиной нашей победы было мудрое руководство Иосифа Виссарионовича Сталина и героизм обычного человека – сильного, доброго, умного и жаждущего созидательной работы, «чтоб сказку сделать былью». Как же вырастали герои из обычных советских парней и девушек «нашей необъятной Родины», дошедших из полей и лесов Великой Русской Равнины и Белоруссии, от студеных северных морей, из степей Украины и Средней Азии, из сибирской тайги, с гор Кавказа и Памира до стен Берлина. Примеры выдающегося мужества можно найти у каждого народа и в любой войне. Триста спартанцев во главе с царем Леонидом, стоявшие насмерть в Фермопилах три дня против огромной персидской армии; Муций Сцевола, хладнокровно испепеливший свою руку на углях, когда был захвачен в плен и подвергнут пыткам во время войны Рима с этрусками; Роланд с небольшим отрядом, который, спасая своих боевых товарищей, вступил в неравный бой в Ронсевальском ущелье, и многие другие. Но это подвиги или отборных частей, или исключительных личностей или тех, кто осознанно избрал для себя на всю жизнь военное поприще. Многие же герои Великой Отечественной – обыкновенные люди мирных профессий, в чем может убедиться каждый, изучая их жизнеописания. Многие из них «встали под ружье» только с началом войны. Это совершенно беспримерный в истории человечества всеобщий героизм. Не открою Америки, если скажу, что героя в СССР воспитывали наша школа и наше искусство. «В войне побеждает школьный учитель» - прозорливо заметил канцлер Бисмарк. Выпускнику духовного училища – Сталину - было хорошо известно, что дарования Создатель миров распределяет не в соответствии с кошельком родителей. Восстанавливая преемственность, он с середины 30-х годов прошлого века распространил отличное гимназическое образование дореволюционной России на «кухаркиных детей» и крестьян. И выяснилось, что они обладают не меньшими талантами, чем некогда очень даровитое, но выродившееся в декадентской атмосфере серебряного века потомственное дворянство. Более того, он придал новый смысл понятию «знатный», создав аристократию личных заслуг. Невозможно стать героем из-под палки: им может стать только свободный, творческий и смелый человек, осознанно жертвующий своей жизнью. В этом истинное благородство и величие духа и именно таких людей, а не безгласных рабов воспитывала советская школа в ту эпоху. Трудно совершить поступок, не имея перед собой примера. Если оценить с этой точки зрения советское искусство предвоенных лет, то нельзя не придти к выводу, что оно было по духу, а не по букве христианским, в отличие от сегодняшних лубков Лунгина, Михалкова и Хотиненко. Не мною замечено, что солдаты победы и труженики тыла жили по заповедям, следуя самой важной из них: «возлюби ближнего как самого себя». Герой советского искусства – трудолюбивый, честный, совестливый и добрый человек. И, кстати, один этот факт показывает ложь, безумие или глупость тех, кто называл советское общество времен правления Сталина «безбожным», «серым» и охваченным всеобщей злобой и подозрительностью. «Во время войны музы молчат». Но Вторая Мировая опровергла это доселе неизменное правило: это была и война поэтов и песен. И в этой войне тоже победил СССР. Песни гитлеровской Германии, за исключением, наполненной «светлой печалью», «Лили Марлен», (между прочим написанной в Первую Мировую), были смесью «прусской шагистики» и «кабаре». А в советских песнях войны соединились «сталь» и «кровь»: высочайшее мужество и задушевность. Поэтому и в поступках победителей сочетались казалось бы несоединимые качества: беспощадность к врагу и милосердие к побежденному; дисциплинированный строгий ум и удалое веселье; аскетизм и жажда жизни. Воистину они как будто выкованы из стали, и никакая сила не могла их согнуть или сломать; но в их груди билось обычное сердце. Солдаты победы – не бессердечные каменные сверхчеловеки СС, не одурманенные камикадзе, которым перед последним вылетом дозволялись все плотские утехи, не бессердечные и горделивые шахиды, убивающие себя и врагов, чтобы сразу и навсегда оказаться в «мнимом раю» в объятьях гурий, а обычные парни и девушки нашего двора из плоти и крови. Наши деды и их верные подруги, победившие в войне, где бы они ни сражались на фронте или в тылу, были подлинными воинами Христовыми, что бы сейчас ни говорили об этой героической эпохе «фарисеи и книжники». Они победили, потому что верили, надеялись и любили! Восславим их подвиг трудами и песнями, как и подобает благодарным потомкам.
|