doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Публицистика 7 суперэффективных правил безопасности при чтении книг Дейла Карнеги и ему подобных
7 суперэффективных правил безопасности при чтении книг Дейла Карнеги и ему подобных

- Ах, сестрица, как бы мне водицы испить?
- Не пей, Иванушка, из копытца, козлёночком станешь!
(русская народная сказка)

Ходит дурачок по миру, ищет дурачок глупей себя.
(Егор Летов)

Правило 1. Всё далеко не так безобидно, как кажется

Какая же этот Карнеги (1888 – 1955), право, душка: обоятельный, привлекательный, образцовый. Из самых низов пробился. Как в штатах говорят, «сам себя сделал», в люди вывел. Большие люди! Воплощённая американская мечта! Из чистильщика обуви – в президенты! И ведь не на наркотиках выехал, а на мудрых, добрых советах. «Улыбайтесь чаще». «Хвалите партнёров» «Будьте проще и люди к вам потянуться». Ну чем вам, умница-Дейл не угодил?
Отвечаю. «О древе судите по плодам». Оловянные глаза. Блаженные улыбки. Не слишком ли много, как бы политкорректнее выразиться, козлят, испивших из «родников житейской психологии», пасётся окрест? Странных таких козликов, непуганых. В сплошном неадеквате, с выносом мозга при ужасающе завышенных амбициях. При полном отсутствии ценностных ориентиров, трудолюбия, профессиональных навыков, воли. Думают великовозрастные козлятушки-ребятушки: «Это мама пришла, молочка принесла». Так им, болезным, молочка хочется, что сразу отпирать. А за дверью-то серый волк, зубами щёлк. Поначитаются Карнеги, и живут инфантами, по солнечным часам, в заповедном мире сладких грёз, так легче. Погонятся за журавлём, и свою синичку упустят. Надуются на весь свет, «страна дураков». А вы лично хоть что-нибудь полезное сделали или только козлили?
Первая книга Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» вышла в США (издательство «Саймон анд Шустер») 12 ноября 1936 года. У нас, первый большой тираж увидел свет в 1989. Обратите внимание, и там и тут – излом. США ещё не оправились от Великой Депрессии, а СССР и вовсе на ладан дышит – «процесс пошёл». Когда у людей почва из под ног выбита, когда «куда ни кинь, всюду клин», когда за соломинку готов ухватиться, наступает время «пророков» с простыми рецептами. «Спите, храбрые воины, что воля, что неволя, всё едино». Вам не по силам нести этот груз. Доверьтесь мессиям, и будьте счастливы, счастливы, счастливы… Мы освобождаем вас от химер разума и ответственности. Добро пожаловать, ой, чуть не сказал, в секту! Придёт же такое в голову.

Правило 2. Демократия нуждается в Карнеги и ремесле манипуляции
Тоталитарный режим нуждается в насилии брутальном: тюрьмы, лагеря, репрессии. А демократический – в «мягком», завуалированном. Паству без попечения не оставляют.
Ещё в пятом веке до н.э., на родине демократии, в древних Афинах, появились люди (софистами назывались) с функциями «пастухов», политтехнологов прошлого.
Судите сами. Государственные должности – выборные. Полноправных граждан, избирателей 15.000. Все друг друга знают. Примерно столько же метеков (богатых греков из союзных городов, плативших Афинам огромный налог за право торговать). Фундамент - 250.000 рабов. Телевизора нет.
Допустим, – хочет человек власти. Значит, должен говорить красиво, доказать избирателям, что он и есть «лучший выбор». Не каждому знатному и богатому дано красноречие. Отсюда, спрос на особого рода (сродни первой древнейшей) услуги: «учить нравиться демосу», «убеждать толпу, что ты больший знаток, чем истинные знатоки».
Именно эти услуги «с особым цинизмом» предоставляли софисты. За деньги они любой товар впарят, чёрное белым представят, вокруг пальца виртуозно обведут, мать родную, ради красного словца продадут.
Ничего святого нет для софистов, кроме возможности получать здесь и теперь, все блага жизни, все удовольствия. Махровый гедонизм. Правильная позиция та, что сулит наибольшую выгоду. Родина там, где хорошо моим собакам. Хозяин тот, кто при власти и деньгах. «Однова живём». «Кто не успел, тот опоздал». «Бери от жизни всё». «Живи настоящим». «Живи, играй».
Значение софистов как на дрожжах растёт во время выборов. Суть красноречия софистов – в корыстном угодничестве перед властью и богатством, в корыстной манипуляции демосом, беднотой. Демократия нуждается в обслуге софистов. К таким выводам пришёл великий Сократ (диалог Платона «Горгий»). Сдаётся мне, что имя одного из самых крутых софистов второй четверти прошлого века….

Правило 3. «Всяк кулик своё болото хвалит». Смотри, кому выгодно
Значит, говорите, есть «общечеловеческая житейская мудрость», без привязки к таким атавизмам как религия, нация, культура. Её-то, мудрость универсальную да глобальную, одну на всех, непреложную и несёт Карнеги в массы.
Однако, в одиночку много ли унесёшь? На горизонте судьбы Карнеги нарисовался помощник – «Христианская ассоциация молодых людей» (ХАМЛ), или «Young Mens Сhristian Association» (YMCA). Именно ХАМЛ поддерживает молодого перспективного лектора, осуществляет всесторонее сопровождение «взлёта» Карнеги с площадки заурядного коммивояжёра. Какие же принципы исповедовала указанная структура, кстати, процветающая по сию пору (35 миллионов членов, в более чем 130 странах мира)? Выскажу только своё мнение – под прикрытием экуменизма и общечеловеческих ценностей распространять радикальный англо-саксонский протестантизм, укреплять гегемонию Запада во главе с США.
Железные мантры протестантизма (если кто Макса Вебера не читал) таковы. Спасётся человек или нет, предопределено Христом. От личных качеств и праведности сие не зависит. Одним уготована – вечная жизнь, другим – вечная смерть. Есть избранные и лузеры. Уже здесь, на Земле можно понять, что кому суждено. Критерий – УСПЕХ в делах, приумножение капитала, обретение власти. Достижению успеха придаётся статус служения, выполнения религиозного долга. Успешен – значит, избран, спасён; неуспешен – наказан, обречён. Жалеть лузеров – против Бога идти, роптать на волю Его.
Кумир Карнеги Бенджамин Франклин (один из авторов Декларации независимости и Конституции США, столпов протестантской этики) утверждал утилитарный характер нравственности. Люди не цель, а средство для извлечения прибыли. Прибыль – цель! Честным человеком надо быть потому, что это выгодно. В долг быстрее и больше дадут. Дружба нужна для увеличения кредита. Если можно обойтись без демонстрации дружелюбия и достичь того же эффекта, то от проявлений добродетели следует воздержаться. Короче, «экономика должна быть экономной», «больше наглости», лицемерия, двойных стандартов.
Моё дело предупредить.
Что американцу хорошо…

Правило 4.Человек «вооружён и ограничен» представлениями, отражающими его личный путь – судьбу
Бытие влияет на сознание. Бытие большое, социальное причудливо преломляется в наших «персональных историях». Понимание «взглядов», предполагает учёт социальных, шире, жизненных траекторий, по которым движется их автор.
Что касается нашего героя, его официальное «жизнеописание», что весьма симптоматично, построено по образу и подобию агиографий (жития святых), чётко делится на «до» и «после».
Период «До»: «Крокодил не ловится, не растёт кокос». Отец бедный фермер (штат Миссури). Глушь несусветная. Одни напасти. Падёж свиней. Неблагоприятная конъюнктура цен. Разлив рек, губивший урожай. Долги. Юный Дейл (безусловно, вызывает уважение) не гнушался самой чёрной работы.
Учёба в педколледже в г.Уоренсберг. Доллара в день нет, что бы комнату поблизости нанять. Многокилометровый путь, до фермы и обратно. Невысокий рост и заурядная внешность. Всего один костюм и тот, не очень. Ботинки каши просят. А девчонки засматриваются на ярких парней: футболистов, бейсболистов, победителей конкурсов по ораторскому мастерству. Дейл стыдился своей бедности. У него вырабатывался комплекс собственной неполноценности, он страстно хотел выделиться. Мать, трезво взвесив шансы сына, посоветовала заняться риторикой.
Дальше чего только не было. Повзрослевший Дейл организовывал курсы заочного обучения для фермеров – неудача, мысли о самоубийстве.
Торговля беконом, мылом и лярдом на территории бесплодных скотоводческих районов Южной Дакоты. Короткая остановка редкого поезда, надо успеть всучить товар, взыскать долги. На этом поприще успех, но скромный. Увольнение.
Обучение в Нью-Йорке, в Академии театрального искусства. Роль в заурядной пьесе. Жизнь «бродячего артиста», без особых перспектив. Возвращение к работе коммивояжера, ни шаткая ни валкая торговля грузовиками «Паккард».
Подведём итоги периода «До». Обрубил человек корни, выпал из фермерской среды, из родного гнезда. «Деклассированный элемент». Перекати-поле. Такой тип, для того что бы психологически оправдать разрыв с прошлым, всячески это прошлое принижает, демонизирует в собственных глазах. «А дальше закружило, понесло»: тут тебе и стыд за своих, и упомянутый комплекс, и «склонность к перемене мест» и профессий: что лярдом торговать, что роли играть, что долги выбивать. И дикая (до суицидальных мыслей) неудовлетворённость собой.
Так чего же ты хочешь, золотая рыбка? Людям помогать, «глаголом жечь сердца», «нести прекрасное, доброе, вечное», или прикрываясь маской смирения, в гордыне над людьми за их же счёт вознестись, по головам, сбитым с толку, прошагать к вожделенному личному триумфу - успеху?
А потом было «после», рояль в кустах ХАМЛ – и «скромный» миллионер, поучающий нас жить. Только в русских поучениях, например, Владимира Мономаха, гордыня осуждалась «страх Божий в душе имейте», а у Дейла «возводилась в квадрат», ибо он явно гордился своей гордыней!

Правило 5. Есть вещи, поважнее денег и влияния
Карнеги удручающе буржуазен, скушен и нуден. Обыватель, до мозга костей. Мещанин непробиваемый. Как завёл волынку: блестящая карьера «получал доллар в день, получает доллар в минуту», так и не может остановиться. Поёт хвалу «одномерному», «экономическому», утилитарному человеку из царства количества. Никаких альтруистических и даже просто надиндивидуальных мотивов. «Знает цену всему, не ведая ценности ничего». Счастье – поесть (в широком смысле – потребить), поспать (секс) да ещё «ты меня уважаешь?» самолюбие потешить, власть показать. И здоровье, спокойствие, долголетие.
А как же жажда познания, бескорыстное стремление к истине? А как же «жизнь положить за други своя»? «Смертью смерть поправ»? «Сам погибай, товарища выручай»? «Коль придётся в землю лечь, так это только раз»? «За это не страшно и жизнь отдать»? И многое другое, важное, настоящее, то, что и отличает человека от животного. Где высшие проявления и чувства, где патриотизм, долг, жертвенность, самоотдача, где любовь? Герои и подвижники отменяются. Вместо Дон Кихота на Росинанте, мы обречены лицезреть унылый ряд генномодифицированных овощей на постмодернистских грядках.
Советское издательство выпустившее Карнеги в свет массовым тиражом называется «Прогресс». Горькая ирония. Хотели прогресса, а получили торжествующего хама?

Правило 6. Помимо «мнений», «потока сознания» существует объективный мир с его закономерностями, обязательными для всех
Карнеги с большим уважением относился к американскому психологу Уильяму Джемсу (1842 – 1910). Джемс происходил из религиозной семьи протестантов кальвинистского толка, измыслил (вместе с датским учёным К.Ланге) странную до оторопи теорию эмоций: «…мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьём другого; боимся, потому что дрожим». В лице Карнеги Джемс нашёл достойного продолжателя.
«Есть только жажда твоя». «Человек – мера всех вещей». «Замыливание» реальности. Подмена её фикциями, эрзацами, самовнушением, аутотренингом, «субъективными упаковками». «Измени своё отношение, и мир изменится».
Подождите, господа хорошие. «Правда всегда одна, так говорил фараон». Если количество истин совпадает с количеством мнений, то истины вовсе нет. А если абсолюта нет, всё позволено. Как Раскольникову. Или не всё? Мне кажется, Достоевский и Карнеги давали разные ответы на этот сакраментальный вопрос.
Да и вообще, заговорили ли тысячи экспертов кризис? Предупреждали ведь. Нельзя бесконтрольно доллар печатать, истеричное потребление провоцировать. Лопнет пузырь, рухнет пирамида. И Саммерс с Гринспеном не помогут. «Крот истории копает медленно, но верно».
Если двадцать лет не вкладывать в аморитизацию-модернизацию реального сектора, то всё рано или поздно рухнет, к Лифшицу не ходи.
И если производство, которого и так не было, падает ещё процентов на 20, если на работу из подъезда пять человек ходит, остальные глазки с утра заливают, то, сколько не говори о «невидимой руке» и «эффективном собственнике», сколько «саммитов» и ток-шоу не проводи, – очутишься в каменном веке.
Жизнь – борьба. Беду трезвым умом, великим напряжением сил, взаимопомощью, подвигом, верой превозмогают. Нет у нас на химеры времени.

Правило 7. Карнеги лженаучен и алогичен
Ну какая наука, помилуйте. Наука это тезис, антитезис, синтез. Наука – гипотеза, доказательство, эксперимент. Наука вскрывает теоретические (внутренние, не лежащие на поверхности, содержательные) связи и отношения реальности. Наука систематизирует, упорядочивает, проникает в сущность явлений, и на этой основе – прогнозирует, предсказывает ход событий.
Кстати, так называемая «житейская логика», обыденное мышление, так же, в своеобразных формах (миф, сказка, поговорка, меткий образ, аналогия, метафора, перенос) способны установить и отразить теоретические аспекты мира. Порой, умудрённый жизнью деревенский старик смотрит глубже десятков «высоколобых экспертов» с дипломами и степенями. Ничего удивительного, за проницательностью старика – опыт, смётка многих поколений.
А что же Карнеги? Колобок. От традиции оторвался, ушёл. Нарочито на народную мудрость не ссылается. А к науке настоящей, как системе понятий, так и не пришёл. Межеумочная стадия. Ни там, ни тут. Завис Карнеги. Зациклился на ригидном наборе поверхностных, разрозненных, противоречивых, формальных благоглупостей.
Откуда берутся исходные аксиомы? Как с ними сочетаются положения второго порядка? Как верифицируются теоремы? Тоном, не терпящим возражения, Карнеги произносит нечто типа «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». А то мы не знали. А дальше, ОБС (одна женщина сказала), десяток конкретных частных примеров, вот и вся недолга.
Плюс безапелляционный тон, плюс многократные назойливые повторы, плюс бесконечные обещания невиданного «успеха», если поверишь, – и кар небесных, если проигнорируешь. Плюс ссылки на авторитет: Колумб, Шекспир, Линкольн, Вашингтон, а так же Библия через запятую с биржевыми ведомостями. Сплошные «идолы театра» (Ф.Бэкон). Плюс десятки писем от клиентов, бывших «ничем», ставших «всем». Плюс от себя пересказанные истории чудесных исцелений. Элементы НЛП, гипноза, типичные суггестивные (насильственное внушение) технологии.
И в заключении о логике. «Попробуйте одновременно реализовать принцип «будь искренен в выражении своих чувств» и принцип «веди разговор в интересах своих собеседников» (В.П.Зинченко, Ю.М.Жуков, известные отечественные психологи в предисловии к книге Д.Карнеги). Сможете?
А у меня, кажется, получилось, я старался писать честно, и в ваших интересах, дорогие читатели.