Автор: доцент МГППУ, руководитель сектора «Философия для детей» Телегин М.В.
Аннотация: автор пытается ответить на вопрос, почему после падения Западной Римской Империи, Восточная Римская Империя, Византия – жила ещё тысячу лет? Сравнить человека Империи и «одномерного» рыночного человека. Прозреть черты Византии в самой актуальной социальной действительности. Извлечь уроки из истории Византии. Обнаружить неявные аналогии и параллели с днём сегодняшним. Отдать дань памяти и уважения великому государству! «Два Рима падоша, третий стоит, а четвёртому – не быти».
Источник: журнал «Психология для руководителя».
Содержание: Зачин Конкуренция Традиция Византия – объективное Скрепы Художественное слово о Византии Византизм ( субъективно-пcихологическое) Художественное слово о человеке традиции Поверхностные параллели Литература
Зачин Когда земля уходит из под ног, когда на душе сумятица и нестроение, когда в кислотном постмодернистском мороке гаснет разум, когда стынь подкрадывается к сердцу… Повторяй-выкликай заветное фелофеевское: «Москва – третий Рим». И отступит мгла. И прянет свет. И колесо судьбы твоей обретёт оселок. Первый Рим, охваченный системным кризисом, под натиском варваров пал в 476 году новой эры. Второй Рим – Византий, Константинополь, Царьград – столица Восточной Римской (Ромейской) Империи, Византии, – нёс свет истинной веры, ещё почти ТЫСЯЧУ лет. После предательской Флорентийской унии (1439 год) Дух покинул бренное тело Империи, изошёл. Турки-османы в 1453 году сделали тайное явным. Второй Рим повторил судьбу первого. Но священная нить не прервалась, традиция не пресеклась. В далёких северных землях вставало исполином Великое Московское Княжество, рождалась Русь Московская – отплывал в пространство и века ковчег Православия – Москва-Третий Рим. «Два Рима падоша, третий стоит, а четвёртому – не быти». Значение Византии для отечественной истории невозможно переоценить. Многомерные, полифоничные связи, тесное переплетение судеб Византии и Руси, наложили неизгладимый отпечаток на русско-российский менталитет – душевный и умственный склад нашего многонационального народа. Святыни и архетипы; ценностные иерархии и способ систематизации информации (видения мира); установки и поведенческие паттерны… Русь приняла православие от «дряхлой» Византии и поэтому она не Европа – сокрушались западники. Русь приняла православие от Византии в чистом, ортодоксальном виде, и поэтому именно ей суждено спасти Европу, мир – пророчествовали славянофилы. Дела давно минувших дней, варварство, дикость, предрассудки, чай, на дворе-то, третье тысячелетие, покрутив пальцем у виска, скажет какой-нибудь продвинутый менеджер. А по мне, чем дальше заглянешь в прошлое, тем точнее поймёшь вектор движения; и чем полнее прочтёшь предначертанное, тем яснее увидишь контуры будущего. Здесь, в России, на одной шестой части суши, между «молотом Запада и наковальней Востока» выковался особый тип взаимоотношений власти и народа, людей между собою. И в нашей «самости», «инаковости» безошибочно угадываются византийские черты, особенно явные на фоне временно торжествующей индивидуалистической, конкурентной, дарвинистской социальной модели.
Конкуренция
Для контраста, дабы оттенить (именно оттенить!) родовые черты византийского стиля взаимоотношений, обмолвимся сначала об его антиподе – стиле «конкурентном». Не вдаваясь в исторические детали, скажем, что матричными странами для этого стиля, на наш взгляд, являются Голландия, Англия, США; а исходным религиозным основанием, отпочковавшийся от католицизма, – протестантизм в самых разных его обличиях. Итак, конкурентный стиль: тезисно, эскизно, гротескно Эгоизм – эгоцентризм. «Человек – есть мера всех вещей». И этот человек ЯЯЯЯЯЯЯ. Мир вращается вокруг меня. Я – пуп земли. Я – альфа и омега. Я никому ничего не должен. Все должны мне. После меня – хоть потоп. «Атомарный индивид». «Есть только жажда твоя». Гедонизм. Высшая цель жизни – получение удовольствия, удовлетворение прихотей и желаний, какими бы нелепыми и извращёнными они не казались. «Бери от жизни всё». Посюсторонность, обмирщвление. «Однова живём». Какое мне дело до философских проблем, «когда из меня завтра лопух вырастет». Оттуда ещё никто не возвращался. Всё, что выходит за рамки «здесь и сейчас» – текучего, временного бытия, – ниспровергается, подвергается осмеянию, умаляется, опошляется, отменяется. «Живи настоящим». Релятивизм. Всё относительно (кроме выгоды). Нет никаких морально-нравственных инстанций, ограничений, правил. Святыни, заветы, долг – лишь слова. «Что наша жизнь – игра!». Правила устанавливаешь и меняешь ты, по собственному произволу. Нет над тобою судии. Ты сам себе судия. Если нельзя, но очень хочется – то можно. Позволено всё. «Добро и зло, всё стало тенью». «Пушкин не выше, чем сапоги всмятку». «И летает голова то вверх, то вниз…» (И не поймёшь, где лезгинка, где твист.) «Живи – играй». Формализм, поверхностность. «Механика корыстолюбивого беспокойства». Количество, отменившее качество. «Не быть, не иметь, а казаться». Имидж. Эрзац. Фальшак. Порожняк. Обманка. Пустышка. Буква, подменившая Дух. «Имидж всё – остальное ничто». Цинизм, двойные стандарты, культивирование чувства собственной исключительности. Ты – ни какая-нибудь «тварь дрожащая». Деление людей на «предназначенных к спасению» и «недостойных». На «сильных» и «слабых». На «вписавшихся в рынок» и «не вписавшихся». На «винеров» и «лузеров». Последним отказано в антропологическом статусе. Они, как бы это сказать, «не совсем люди», что ли? Как у Ницше – «недочеловеки». Их не жаль. «Горе побеждённому». Вобщем, нечего тень на плетень наводить. За офисным фасадом кеонкуренции, сплошь и рядом скрывается голый логоцентризм, расчет. «Пауки в банке». «Война всех против всех». «Умри ты сегодня, а я завтра». «Человек человеку – волк». «Из скота добывают сало, из людей – деньги» (Ф.Кюнбергер). Бенджамин Франклин, один авторов Декларации Независимости и Конституции США, следующим образом рассуждал о дружбе. «Помни, что время – деньги, кредит – деньги». «Деньги по природе своей плодносны». «Тому, кто точно платит, открыт кошелёк других». «Возвращай долг в срок, что бы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелёк». «Дружба полезна», «быть честным – полезно», «ибо это увеличивает твой кредит, что очень выгодно». В заключении цитата из современной книги: «Карьера – суперигра» В.Берга. «Успешная карьера – эта не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока сами не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако, ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники – коллеги… ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувство стыда».
Традиция
Византия – объективное Гигантское (Балканы, Малая Азия, Закавказье, Сирия, Палестина, Египет, юго-восточное Средиземноморье) – государство. Чрезвычайно сложная территориально-этническая структура: греки, фракийцы, армяне, грузины, копты, арабы, евреи, иллирийцы... Ключевое геополитическое положение. Контроль над проливами (Босфор, Дарданеллы), над главными мировыми торговыми путями (из Европы в Азию, из Средиземного моря в Чёрное). «Ромеи живут как на вулкане, каждый день их могут затопить волны варварского моря». «Осаждённая крепость». Режим военной угрозы и сверхмобилизации. Мирные годы – по пальцам пересчитаешь. Рабовладение, доставшееся от древних, не было доминирующей общественно-экономической формацией. На протяжении византийской истории его роль неуклонно снижалась. Колоссальное влияние сельских общин, с относительно свободным, несущим повинности только в пользу государства, крестьянским населением («царские земледельцы»). Община занимается переделом земли (участки называются «долей», «жребием»), несёт солидарную ответсвенность перед государством. Много «рабов с хижинами», зависимых крестьян, но их положение разительно отличается от рабского. Городское устройство восходило к Эллинскому полису. Сохранившиеся античные города – центры ремесла и торговли. Значительная роль городского самоуправления, городских коммун. Ремесленники объединены в содружества (прообраз цехов). Крестьянские сельские общины и городские торгово-ремесленные объединения - основа государства. Византия – корпоративное государство. Старая родовая знать, старая аристократия (своего рода, боярство) находится в неустанном движении: образует «сенаторскую оппозицию», интригует против Центра, замышляет и реализует заговоры, заигрывает с народом, выгрызает у государства права и привилегии, периодически «нарывается на грубость», попадает под опричнину, подвергается репрессиям. Византия – очаг культуры, прямая (не было варварского завоевания) наследница Эллады и Рима. Куда там Западной Европе. Она «шти лаптём хлебает». А в Византии – строят «чудо чудесное» храм Святой Софии. В Византии – философы, мудрецы, поэты, математики, медики, иконописцы, архитекторы. В Византии грамотность распространена даже среди простого населения. Здесь восторгаются Гомером, Софоклом равно как и Евклидом, Архимедом, Пифагором.
Скрепы Обуздать сепаратизмы! Гармонизировать противоречия! Как сохранить на ТЫСЯЧУ ЛЕТ столь хрупкое «единство непохожих»? Что послужит арматурой, скелетом? Чем «прошить» территории? Как сонм враждующих народов превратить в граждан одной страны? Как, наконец, интегрировать в общество варваров. Как «окультурить», «переварить» поток мигрантов, сделав «чужих» - «своими»? Таких «несущих опор» несколько. Православная церковь. Поверьте на слово. Тема настолько серьёзна, что здесь мы её не будем касаться. Язык – «койне» («общий»). Греческий, позднеэллинистический, но воспринявший много элементов от восточной культуры. Государство. Вертикаль власти. Огромный, разветвлённый, иерархичный чиновничий аппарат, замкнутый на Императора. Этатизм. Тотальное вмешательство государства во все сферы жизни, тотальный контроль над личной жизнью подданных. Госсобственность. Размер «социалистического», государственного сектора в экономике поражает воображение. Необозримые государственные земли. Государственные мастерские с тысячами ремесленников. Военно-промышленный комплекс (корабли – «дромоны», боевые колесницы, кузни, сверхоружие «греческий огонь»). Торговые монополии. Промышленный шпионаж. Разведчики-монахи в посохах вынесли из Китая шелкопряда, украли секрет изготовления шёлка. Византийские мастера научились красить шёлк в пурпур. Монополия на шёлк приносила в казну сверхдоходы. Как и монополия на соль, десятки других «товаров и услуг». Эффективный госаппарат. При всей корпоративности - отсутствие сословной замкнутости господствующего класса. Как говорят сейчас – «наличие действующего социального лифта». Критерий один – служение интересам Империи. Элита – те, кто «в атаку первым поднимается», кто воплощает мощь и стать Империи. Элита – жертвует собой, «горит», и согревает разуверившихся и отчаявшихся, увлекает на борьбу, на бой, на подвиг! Элита суперпрофессиональна. Владеет древними и архисовременными социальными технологиями, позволяющими «держать» внутренний и внешний ( военный и дипломатический) фронт. Зачистки. Доверяй, но проверяй. Расслаблятся не позволяй. Слаб человек. Аппарат нуждается в «смазке». Кровью. Застой приводит к ржавчине. Кнут, топор, плаха. Ошкурить ржавчину, зачистить. Аппарат надо, как говорит Александр Григорьевич, «перетря (а) хивать». Иосиф Виссарионович знал в этом толк. Вот и Дмитрий Анатольевич после Домодедова высказался, дескать, перетряхните транспортную милицию. Широкомасштабные компании по борьбе с коррупцией, за равенство всех перед законом, наряду с многочисленными «мигалками» и «привилегиями» для чиновников. «Кому больше дано, с того больше и спросится». Император. Бог на земле. Персонифицированная, харизматическая (божественная) власть. Всеохватывающий культ личности. Всепроникающее око. Уши и глаза – везде. Государство – семья. Император – отец. Вождь народа! Даже второстепенные, «местные» чиновники утверждаются на должность Богом – Императором. Светская и религиозная власть нерасторжимы. Но – император выше патриарха. На нём – исполнение сакральных, священных функций. Император фактически назначает патриарха. Патернализм. Ты любишь империю. Империя любит тебя. О тебе знают, помнят, заботятся. Лично. Льготы. Общественные работы. Общественные здания, мосты, бани, дороги, водопроводы, театры, прочие «учреждения культуры», школы. Социальная ответственность. Господдержка инфраструктуры. Чем больше отдаёшь – тем больше получаешь. Государство всегда право. Если тебя утесняют, если несправедливо поступают… Бояре виноваты, враги «пёсьей стаей сгрудились у трона». Царь узнает правду – воздаст по заслугам. Бояре плохие, царь – хороший. Налоговая система. Сверхцентрализация. Прогрессивная шкала. Для друзей государства – субсидии. Врагам государства – налоговое «закошмаривание». «Богатые тоже плачут». Проскрипции. Конфискации. Национализации. «Твоего кармана» не существует. Делись или в лагерную пыль сотрись. И не вякай, утрись, радуйся! С народа – «поземельные», «подушные», «торговые» подати. Прямые налоги. Акцизы. Не заплатил – преступник, со всеми вытекающими. Право. Во время расцвета империи, при императоре Юстиниане I, в 528 – 534 году создаётся знаменитый «Свод гражданского права» это и есть «римское право», Западная Европа только переписала, перетолмачила то, что сделала Византия. Регламентация всего и вся. На каждый чих – отдельная норма. Надёжная правовая основа государства. Думские «законотворцы», вы читали «Кодекс Юстиниана»? Гонение на инакомыслящих. Никаких компромиссов. Никаких уступок оранжевым. Чуть что – Тяньаньмэнь. Византия – идеократическое государство. Посягнувший на госмонополию в сфере идеологии – труп. Прямая, поверх голов знати, высших чиновников, апелляция государства к народу, к широким массам. В период расцвета, становым хребтом государства, были ОБЩИННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, РАЗНООБРАЗНЫЕ «БЮДЖЕТНИКИ», МЕЛКОПОМЕСТНЫЕ СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ. В любой момент государство могло сказать: «Ату олигархов и знать, ату проворовавшихся чиновников». Господи, чего только изобретательный византийский народ не вытворял с отданными на растерзание толпе «мэрами». Китайские хунвейбины, и те, нервно бьют воробьёв за углом! Крестьяне (стратиоты) составляли основу армии. За службу стратиоты получали надел и льготы. Постепенно военачальники – стратиги, офицеры – турмархи (рыцарская конница) набирали вес, перетягивали одеяло на себя, но вассально-ленные отношения, феодальная иерархия так и не подменили собой государственную «табель о рангах».
Художественное слово о Византии Не могу удержаться от обширной цитаты, принадлежащей перу истинного знатока Византии, русско-советского писателя Антонина Петрович Ладинского (1896 – 1961). «Ромейское царство – как некий огромный улей или полный трудов муравейник. Все в нашем государстве должны трудиться, и каждому назначены определённые место, обязанности и права». «Всё в империи установлено на вечные времена законом». «Каждый шаг василевса определён древним римским церемониалом», «Даже последний табулярий, удостоверяющий своей подписью и печатью торговые договоры, занимает в иерархической лестнице определённое место и должен сделать навстречу посетителю установленные обычаем три шага, а не два или четыре». «В «Книге эпарха» точно указано, где и как разрешается производить куплю и продажу. Какая цена назначена за барана или медимн пшеницы, сколько милиариссиев имеет право нажить с номисмы торговец шёлком и почему булочники имеют двадцать четыре процента дохода с продажи хлебов, так как должны исчислять прибыль, исходя из стоимости зерна, размола и закваски и принимая во внимание топку печи и прокорм животного, приводящего в движение жернов».
Византизм ( субъективно-психологическое) Бытие определяет сознание, «модифицирует», приспосабливает к себе «человеческий материал», формирует людские «типы». Традиция существует в двух формах: психологической (менталитет) и материальной (грандиозные коммуникативно-знаковые системы: язык, родные символы, величайшие произведения материальной культуры). Традиция выражает живую связь человека с его Родиной («вскормивший ландшафт») и судьбою (историей). Возьми «рыночного» человека и «сделай наоборот» – перед тобой предстанет человек традиции. Человек несгибаемой веры, «коей личность прикрепляется к вечности». Человек неба, взалкавший жизни вечной. Человек немыслимый вне большой цели. Коллективист. Идеалист. Безоговорочно ставящий «Мы» над «Я». Духовное над материальным. Мечту над постылой реальностью. Человек, охваченный мессианским чувством, неискоренимый мечтатель. Строитель рая на земле. Правдоискатель. Человек, радикально различающий добро и зло, неполиткорректный, нетолерантный. Человек в «твёрдой памяти». «Посредник» между предками и потомками, «звено в цепи». Человек долга и чести, принципов. Человек живущий «во имя будущих поколений». Человек цельный, «всеединый», – в стремлении к познанию и творчеству, к Богу, – соединяющий разум, душу, интуицию, веру. Человек ревностный к общему делу, до отвержения себя самого, до аскезы. Человек привычки. «Привычка – страшная сила». Человек ритуала, орнамента, инвариантности. Человек цикла. Крестьянский воин-богатырь Микула Селянович. Очарованный странник. Без Империи и Веры жизнь человека традиции теряет всякий смысл. И он либо гибнет, либо – оскотинивается. Нет зрелища печальнее на свете. Обратная сторона «очарованного странника» – Смердяков, «жалкая, труливая, себялюбивая мразь» (Ф.М.Достоевский). Художественное слово о человеке традиции Откройте замечательные памятники древнерусской литературы: «Повесть временных лет», «Изборник 1076 года», «Поучение» Владимира Мономаха, «Пчела». Вспомните об их византийских корнях. Перечитайте Ладинского… И вы затоскуете по человеку традиции, и вы узрите его черты в себе, как самое лучшее, чистое, заповедное. «Страх Божий в душе имейте». «Я мог бы заплыть жиром и сытое существование предпочесть очищающим нас трудам и стараниям. В мраке земной ночи меня вёл свет любви». «Только отдающий жизнь за других заслуживает сожаления и слёз, и только погибающий ради высокой цели достоин бессмертия». «Назначение человека – жить и умереть ради прекрасного, а не цепляться за ничтожную жизнь. Гореть, как свеча, стоять как скала». «Только то прекрасно, ради чего человек согласен отдать свою жизнь, не имея от этого никакой личной выгоды».
Поверхностные параллели *** Многие политологи и социологи уверены – главная опасность для традиционного общества – покушение на «символы веры». Византия рухнула после неслыханного святотатства – флорентийской унии (признание главенства римского папы), а крушение СССР началось на XX съезде (развенчание культа личности). *** Современные Китай, Белоруссия, Корея (и одна, и, как не странно, другая), Саудовская Аравия, Боливарианские страны Америки, живут во многом по византийской модели. И США во время Великой Депрессии («Новый курс» Ф.Д.Рузвельта)… И Англия при Черчилле, и Де Голлевская Франция. И, естественно, Сталинский СССР. Византийская модель и административно-командная система. Найди десять отличий. *** 11 января 532 года спортивные партии, в цирке, на Ипподроме, в присутствии императора Юстиниана подняли восстание «Ника». Формально, восставшие были недовольны произволом чиновников. На самом деле, за фанатскими группировками «синих» и «зелёных» стояли аристократы, олигархи, «димы» (городские «общественные организации»). Паразитические слои, оранжевые и олигархи стремились «свалить» новую династию, сделавшую ставку на трудовые элементы, на служилый люд. *** А вы уверены, что конкуренция, а не византизм правит бал в мировом гегемоне – США? Клан Кеннеди. Буш младший, старший. Клинтоны (без Моники). Выпускниками скольких элитных учебных заведений является весь американский истеблишмент? В руках скольких семейств сконцентрирована собственность?
Литература: Ладинский А.П. Исторические романы. М.: Советский писатель, 1984. Нефёдов С.А. История средних веков. М.: ВЛАДОС, 1996. Семёнов В.Ф. История средних веков. М.: ГУПИ, 1956. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.
|