doska2.jpg



Яндекс.Метрика
История Программа семинаров по истории (для бакалавров-психологов)
Программа семинаров по истории (для бакалавров-психологов)

    Аннотация: предлагаем Вашему вниманию "Программу семинаров по истории (для бакалавров-психологов)". К сожалению, часов, выделенных на семинарские занятия, крайне мало, что исключает систематическое освоение курса.
  Поэтому, при составлении Программы мы вынуждены были сконцентрироваться на системообразующих понятиях, ключевых событиях отечественной истории; а также проблемных моментах, используемых фальсификаторами истории для дезориентации подрастающего поколения.  
     Что такое история, цивилизация, общественно-политическая формация,  государство, империя, реформы, модернизация... Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Геополитические последствия развала, демонтажа Советского Союза. Вот лишь некоторые вопросы, обсуждение которых предполагается в ходе семинарских занятий.

Автор
: доцент МГППУ Телегин М.В. 

  Семинар 1
  Тема:
Содержание понятия «история». Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории: сравнительный анализ
  Цель семинара:
сформировать у слушателей мотивацию к самостоятельному изучению истории, познакомить с основными моделями интерпретации исторического процесса (формационной и цивилизационной); создать психолого-педагогические условия для деятельностного освоения «ремесла историка», как установления прямых и обратных связей, взаимозависимостей между экономикой, политикой и культурой.
  Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятия "история".
2. В чем заключается специфика предмета истории?
3. В чём состоит «ремесло историка»?
4. Как вы понимаете выражение: «История – политика, опрокинутая в прошлое».
5. Как вы понимаете выражение: «История – это экономика, политика и культура во времени».
6. В чём состоит принцип историзма, применительно к психологии?
7. Охарактеризуйте формационный подход к истории.
8. Охарактеризуйте цивилизационный подход к истории.
9. Сравните цивилизационный и формационный подход к анализу истории.
10. Что может дать изучение истории психологу?
  Конкретные рекомендации по подготовке к семинару
  Отечественная психология учит нас, что любая человеческая деятельность начинается с мотивации. Прежде чем мы начнём заниматься изучением дисциплины «История» мы должны объяснить себе, что мы будем делать и зачем нам это нужно. Первая тема и посвящена решению этой задачи.
   Что такое история? В чём состоит специфика исторической науки? В чём заключается предмет истории? Существуют ли универсальные закономерности развития человеческого общества или каждый момент исторической жизни общества своеобразен настолько, что не поддаётся категоризации? Объективность историка, в чём она состоит? Возможна ли объективность в истории, или история лишь «политика, опрокинутая в прошлое» (М.Н.Покровский)? Какие подходы к анализу исторического процесса вы знаете? Вы сторонник формационного или цивилизационного подхода к анализу истории? В чём состоит принцип историзма? Какие методы исторического познания существуют? Какие факторы определяют человеческую историю? Постарайтесь в ходе изучения основной и дополнительной литературы не упустить эти вопросы из вида, и тогда вы не только сможете выполнить  программу семинара, но и, самое главное, лучше разберётесь в том, что даст вам изучение истории Отечества как специалисту-психологу, как человеку, как гражданину.
  При подготовке к семинару выберите один из вопросов для глубокого изучения. По этому вопросу необходимо написать небольшое реферативное сообщение (2 стр.), где чётко, без отступлений, своими словами дать ответ. Не забудьте упомянуть источник. При устном выступлении вы сможете пользоваться этими материалами как опорным конспектом, ориентировочной основой выступления.
 
Основные понятия: история, цивилизация, общественно-экономическая формация, объективные закономерности, историзм.

 


  Семинар 2
  Тема:
Что такое «государство»? (на примере раннефеодального государства Киевская Русь)
  Цель семинара:
раскрыть содержание понятия «государство»; ознакомиться с генезом родового строя у восточных славян, возникновением государства «Киевская Русь»; дать критический анализ норманнской теории происхождения древнерусского государства; охарактеризовать государство Киевская Русь в период максимального расцвета при Ярославе Мудром ( на материале «Русской Правды»)
  Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте природно-климатические условия Восточно-Европейской равнины, по сравнению с Западной Европой, и, отдельно, Скандинавией.
2. Согласны ли вы с точкой зрения американского исследователя Ричарда Пайпса, что сохранение славянами земледелия после заселения Восточно-Европейской равнины можно назвать «подвигом, позволившим славянам остаться на столбовой дороге цивилизации»? 
3. Какие причины приводят к переходу от родовой общины к соседской?
4. Как возникло государство «Киевская Русь»?
5. Норманнская теория происхождения государства и её критика.
6.Раскройте содержание понятия раннефеодальное государство.
7.Что такое государство, в чём состоят его функции?

Конкретные рекомендации студенту по подготовке к семинару
  При освоении второй темы обратите особое внимание на генез социальных отношений у восточных славян в древности. На экономические предпосылки перехода славян от родовой общины к соседской, в частности: на сведение лесов, освобождение посевных площадей; подсечно-огневое, переложное земледелие; переход к двупольной системе; совершенствование орудий труда (от сохи к плугу, расширение использования металлов); развитие животноводства и внесение органических удобрений. Важно проследить связь между экономикой и социальными отношениями, понять, как отразились в религиозных верованиях и обычаях славян их занятия и общественный строй.
   Другой учебной задачей при изучении второй темы является освоение понятия «государство». Что такое государство? Какие существенные и необходимые признаки входят в содержание данного понятия? В чём состоят функции государства? Изучение становления протогосударственных образований у восточных славян (Славия, Куябия, Артания),  а так же образования первого государства восточных славян – Киевской Руси, позволит вам понять природу государства вообще, у всех народов, в самые разные исторические периоды. При этом вы сможете аргументировано доказать ограниченность Норманнской теории происхождения нашего государства.
   Далее целесообразно перейти к отысканию особенностей раннефеодального государства (на примере Киевской Руси до Ярослава Мудрого).  Социальные процессы, происходящие в Киевской Руси XI века, вы сможете проанализировать, проследить при сопоставлении статей «Правды Ярослава» и «Правды Ярославичей».
  При подготовке к семинару выберите один из вопросов для глубокого изучения. По этому вопросу необходимо написать небольшое реферативное сообщение (2 стр.), где чётко, без отступлений, своими словами дать ответ. Не забудьте упомянуть источник. При устном выступлении вы сможете пользоваться этими материалами как опорным конспектом, ориентировочной основой выступления.

Основные понятия: родовой строй, соседская община, норманнская теория,    государство, русская крестьянская община, раннефеодальное государство.

Семинар 3
Тема:
Смутное время и его преодоление
Цель семинара:
проанализировать смутное время как системный социально-экономический, политический, идеологический (и т.д.) кризис, рассмотреть причины и этапы смуты; а также субъективные и объективные факторы, приведшие к преодолению, изживанию смуты.

Вопросы для обсуждения
1. Каковы объективные причины смутного времени?
2. Было ли связано наступление смуты с процессом закрепощения крестьян, образования единого централизованного государства?
2. Почему государство, в лице правительства Бориса Годунова оказалось бессильным перед смутой?
3. Какие слои населения составляли социальною опору самозванцев?
4. Охарактеризуйте  роль внешних сил (Польша, Католическая церковь, Швеция и др.) в развитии смуты?
5. Какую роль в преодолении смуты сыграли: героическая оборона Смоленска, мужество патриарха Гермогена,  патриотизм Кузьмы Минича Минина-Сухорука и Дмитрия Михайловича Пожарского?
6. Можно ли, на ваш взгляд, провести параллели между смутой и революциями начала XX века (Революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революции), «оранжевыми революциями» современности?

Конкретные рекомендации студенту по подготовке к семинару
  Выбор темы семинара, разумеется, не случаен. Почему Россия так «странно шествует во времени», то вырастая до геополитического исполина, то теряя территории и влияние, скукоживаясь, распадаясь? Попытаемся разобраться в этом вопросе, на примере полного драматизма, отчаянной борьбы крайностей, обострения всякого рода противоречий и нестроений – смутного времени.
  Чтобы не запутаться в хитросплетении событий, советую составить таблицу «этапы смуты», попытаться  понять её хронологию. Обязательно проследите развитие событий с «привязкой к местности», с опорой на исторические карты (непременно найдите территорию Северской Украины, города Путивль, Кромы, Чернигов, Смоленск и т.д.).
  Без знаний событий – никуда, это непреложный факт. Но нам так же крайне важно не ограничиться ролью поверхностного наблюдателя, но попытаться проникнуть в суть, к теоретическому анализу проблемы. Не просто ответить на вопрос КАК, но и ПОЧЕМУ? Почему произошла смута, почему, тем не менее, огромными жертвами, волей, подвижничеством удалось сохранить, отстоять страну, спасти её от интервентов, очистить от предателей. Тысячами нитей  смута была связана с процессом закрепощения крестьян, строительством централизованного государства «Русь Московская». Попытайтесь обнаружить эти связи.
   Наконец, хотя не следует забывать о чрезвычайной условности исторических аналогий и параллелей, зададимся ещё одним актуальным вопросом, а есть ли что-то общее между смутой и революциями, теми, что происходили в России в начале XX века, и теми, что разворачиваются прямо у нас на глазах? Естественно, прошу вас освежить в памяти события начала XX века, по горячим следам вспомнить о череде оранжевых революций в разных странах, революциях в арабском мире.
  Быть может, мы поймём, что исторические перипетии «давно минувших дней», смутного времени, актуально звучат и поныне, могут припадать урок нам, людям, живущим в третьем тысячелетии.
  Основные понятия: смута, революция, системный общественно-политический кризис, интервенция, самозванство, крестьянская война, закрепощение, централизованное государство, национально-освободительное движение.


Семинар 4
Тема
: Реформы Петра I
Цель семинара:
изучить объективные и субъективные, внутренние и внешние причины, а так же ход и результаты «петровской модернизации». Раскрыть содержание понятия «империя». Подумать о роли личности в истории.

Вопросы для обсуждения
1. В чём причины экономического отставания России от передовых стран Европы в XVII веке?
2. По историческому атласу определите, в чьих руках находились в XVII веке выходы в Балтийское и Чёрное море.
3. Были ли реформы Петра I буржуазными?
4. Почему Россия потерпела поражение под Нарвой и победила под Полтавой?
5. С какой целью был основан Санкт-Петербург?
6. Каковы условия Ништадского мира?

Конкретные рекомендации студенту по подготовке к семинару
  Начните подготовку к семинару с выяснения объективных предпосылок реформ Петра I. Обратите особое внимание на экономическую отсталость России, отсутствие выхода к морским торговым коммуникациям (Балтике и Чёрному морю), военную слабость (отсутствие регулярной армии и флота), неэффективную систему государственного управления (местничество, кормления) и т. д.
  В то же время в некоторых странах Запада произошли буржуазные революции (Англия, Нидерланды), стремительно развивалось крупное мануфактурное производство, шли колониальные захваты. В этих условиях целый ряд государств (Речь Посполитая, Швеция, Турция и др.)  вынашивали экспансионистские планы относительно России, были заинтересованы в её  изоляции, в перспективе – в распаде. Начавшаяся Северная война с могущественной Швецией после Нарвы поставила вопрос ребром – либо Россия в кратчайшие сроки обретёт современные армию и флот, либо потеряет суверенитет, перестанет существовать как самостоятельное государство. Армия, флот, артиллерия, стрелковое оружие, другие ресурсы, необходимые для успешной войны,  – всё это требовало строительства мануфактур, ускоренного изменения системы государственного управления, подготовки квалифицированных кадров, совокупности мер, изменений, названных Петровскими реформами,  в конечном счёте, превратившими Россию в империю.
  Ключевым, системообразующим для темы нашего обсуждения является понятие «империя». Вам предстоит овладеть содержанием этого понятия. Важно разобраться, какую политику проводила Российская Империя  в экономической сфере (развитие крепостничества «вглубь и вширь», этатизм, протекционизм, меркантилизм, монополии, крепостной труд на мануфактурах), в государственном строительстве (унификация, камерализм, унитарность, абсолютизм, примат «чина над породой»), идеологии (подчинение церкви государству, божественное происхождение государственной власти, амбициозность), культуре (большой имперский стиль).

Основные понятия: реформы, модернизация, вестернизация, этатизм, протекционизм, камерализм, империя.


Семинар 5
Тема:
Решающая роль СССР в разгроме фашизма. Победа советского народа в Великой Отечественной Войне
Цель семинара:
активное, научно аргументированное противостояние клеветническим, политически мотивированным измышлениям относительно равной ответственности СССР и Фашистской Германии за развязывание Второй Мировой Войны. Показать решающую роль советского народа в разгроме фашизма, всемирно-историческое значение нашей Победы. Выявить особенности общественно-политического строя, менталитета многонационального советского народа, административно-командной системы, цетрализованной плановой государственной экономики, позволившие СССР одолеть Фашистскую Германию, её союзников и сателлитов.  

Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте советские экономику, политику и культуру с позиции мобилизационного потенциала (что в экономике, политике и культуре позволило превзойти объединённую под фашистским ярмом континентальную Европу, милитаристскую Японию)?
2. Что такое «политика умиротворения», каковы её последствия?
3. Роль СССР в противодействии фашизму в довоенный период.
4. Мюнхенский сговор – попытка изолировать СССР, подтолкнуть Германию к агрессии против СССР.
5. Пакт Молотова – Риббентропа и его значение.
6. Массовый героизм советского народа в годы Великой Отечественной Войны.
7. Партизанское движение.
8. Крупнейшие сражения Великой Отечественной.
9. Советская экономика в годы Великой Отечественной Войны.
10. Культура, моральный дух сражающегося советского народа.
11. Освободительная миссия советского солдата.

Конкретные рекомендации студенту по подготовке к семинару
  Вторая Мировая Война, Великая Отечественная Война советского народа – центральные события мировой и отечественной истории, подробно остановитесь на причинах, ходе, результатах этих войн. Особое внимание уделите внешней политике СССР и стран Запада накануне Второй Мировой. Вы должны знать, что такое «политика умиротворения агрессора», какую позицию занимал Запад при аншлюсе Австрии, что такое Мюнхенский сговор, что такое «странная война». Учтите, что СССР мог оказаться в дипломатической изоляции, один на один с широким блоком империалистических государств. Этого не состоялось, более того, Западные демократии США, Англия выступили на стороне советского государства. Подумайте, как это могло произойти.
  Ещё одна учебная задача: если допустить, что довоенная советская история – цепь неудач, просчётов, трагедий, то как же СССР смог победить в Великой Отечественной Войне, ведь против него был мобилизован весь потенциал фашистской Германии, её союзников, и покорённых стран (так, например, в одной Франции на нужды Вермахта работало около 10 млн. промышленных рабочих).
  В первые месяцы войны СССР утратил огромную территорию, потерял наиболее развитые в промышленном отношении районы Европейской части страны (от 30 – 40 процентов мобилизационного ресурса страны) и всё-таки в ходе решающих сражений Второй Мировой Войны разгромил главные силы противника. Заметьте, что СССР смог наладить выпуск самого современного, высокотехнологичного вооружения (танк Т-34, гвардейский реактивный миномёт «Катюша», подводные лодки класса «Щука», самолёты ИЛ-2, ЛА-5, ТБ-7, ЯК-9 стрелковое оружие ППШ, ППС)   и поставить его в действующую армию в объёме,  превышающем показатели Германии и её союзников. Именно на советско-германском фронте было разгромлено 607 дивизий Германии и её сателлитов и три четверти военной техники. Это в 3,5 раза больше, чем на других фронтах. Особое внимание уделите: изучению работы советского тыла; истории партизанского движения; единству различных народов СССР в борьбе с фашизмом; помощи СССР союзников по Антигитлеровской коалиции; решениям Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, изучению материалов Нюрнбергского процесса.
  В заключении подумайте: кому на руку ревизия итогов Второй Мировой Войны; почему фашизм вновь поднимает голову; почему подвиг советского солдата-победителя всё чаще берут под сомнение, пытаясь на одну доску поставить СССР и Фашистскую Германию; к каким последствиям может привести «политика умиротворения» некоторых нынешних «гегемонов», открыто  нарушающих резолюции ООН, совершающих акты агрессии против суверенных стран?
Основные понятия: административно-командная система, фашизм, интернационализм, «умиротворение агрессора», централизованная экономика, идеология, культура.


Семинар 6
Тема:
СССР в последние годы существования. Перестройка. Причины краха советского государства. Последствия распада СССР для всемирно-исторического процесса
Цель семинара:
выяснить причины краха одной из сверхдержав – Советского Союза. 
Вопросы для обсуждения
1. Был ли застой?
2. Что такое холодная война?
3. Какова роль Запада в демонтаже СССР?
4. Сущность политики перестройки.
5. Что такое гласность и ускорение?
6. Перерождение советской номенклатуры.
7. Межнациональные конфликтов на территории СССР.
8. Нарастание противоречий и проблем в экономической сфере.
9. Каковы последствия распада СССР для стран СНГ, мирового исторического процесса?
10. Охарактеризуйте М.С.Горбачёва как общественно-политического деятеля.
11. Каким образом крушение СССР отразилось на текущей политической ситуации в современном мире?

Конкретные рекомендации студенту по подготовке к семинару
  Парадоксально, но факт, внешне достигнув максимального   могущества,  СССР оказался внутренне слабым «колоссом на глиняных ногах», победив в войне с фашизмом, развалился (или был уничтожен?) в ходе горбачёвской перестройки. Вам предстоит дать собственную обоснованную версию ответа на вопрос: почему? Прошу вас тщательно проанализировать внутренние и внешние причины распада СССР. Используйте материалы прессы.
  Сегодня, двадцать лет спустя после «крупнейшей геополитической катастрофы» распада СССР, тайное постепенно становится явным, открываются всё новые документы, обстоятельства, подробности. Откровенные высказывания представителей западного истеблишмента (Збигнев Бжезинский, Билл Клинтон, Генри Киссинджер, Мадлен Олбрайт, Маргарет Тэтчер и др.), активных деятелей эпохи перестройки в нашей стране; а также тот опыт, те тектонические изменения, что произошли в мире с момента гибели СССР, позволяют более объёмно и объективно оценивать случившееся.
   Отдельно проанализируйте демографические последствия распада СССР. Положите перед собой лист бумаги, разделите его на две колонки, запишите, с вашей точки зрения, «плюсы» и «минусы» от развала некогда второй сверхдержавы мира. Привлеките к обсуждению своих родственников (родителей, бабушек и дедушек), выясните их мнение.
    
Основные понятия: холодная война, застой, гласность, ускорение, перестройка, межнациональные конфликты, идеологическое противостояние, психологическая война.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ 

Семинар 1-а (дополнительный)

Тема: Что такое революция? Октябрьская Революция 1917 года

Цель семинара: раскрыть содержание понятия «революция», проанализировать весь комплекс причин, приведших к Октябрьской революции 1917 года, понять, почему большевикам удалось взять и удержать власть, выявить всемирно-исторические последствия Октябрьской революции.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте содержание понятия "революция".
2. Чем революция отличается от переворота?
3. Какие революции вы знаете?
4. Что такое «объективные» и «субъективные» причины революции?
5. Что такое «революционная ситуация»?
6. Как вы понимаете выражение: «революция – локомотив истории».
7. Каковы причины и движущие силы Октябрьской революции 1917 года?
8. Составьте хронологию предшествующих революции и собственно революционных событий: «Основные события в 1917 – 1918 года».
9. Как большевикам удалось захватить и удержать власть, одержать победу в Гражданской Войне?
10. Каковы всемирно-исторические последствия Октябрьской революции 1917 года?

Конкретные рекомендации по подготовке к семинару

 Революция – коренная ломка всего общественно-экономического строя,  смена эпох и систем, «точка бифуркации» - скачка, «перехода количественных изменений в качественные». «Рождение нового мира» не может быть безболезненным. Революция – это боль, кровь, трагедия, ломка человеческих судеб… Зачастую, «революции пожирают своих детей» - революционеров. Но, вместе с тем, революции вызывают к жизни колоссальные социальные энергии. Кто был «ничем» – в одночасье становится «всем»!  К политической, исторической жизни прорываются большие группы «униженных и оскорбленных», тех, кого «элиты» уходящего в небытие общества, считали послушным инструментом, безропотной массой, материалом истории.
Революция – это воля, преодоление, мужество, благородство, альтруизм, величие. Революция – это стихия; и это расчет. Революция – это страсть. Революция – это объективная закономерность исторического процесса. Думайте, сравнивайте, ищите. Вам предстоит дать развёрнутый, аргументированный ответ на сакраментальный вопрос: что такое революция? Постарайтесь сравнить разные революции – Английскую буржуазную, Великую Французскую, Революцию 1905 года, Февральскую и Октябрьскую 1917 года; отыскать общие черты в столь несхожих, на первый взгляд, «поворотных пунктах истории».
Особое внимание уделите анализу внутренних и внешних, объективных и субъективных  причин Октябрьской Революции. Чтобы не запутаться в хитросплетении фактов, составьте хронологическую таблицу «Основные события 1917 – 1918 года в России: экономика, внутренняя политика, внешняя политика, культура».         
Вождь Октябрьской революции В.И.Ленин говорил: «Взять власть, это ещё полдела, значительно труднее власть удержать». Анализируя первые декреты советской власти, первые мероприятия большевиков, отчаянное сопротивление контрреволюционных сил, при активной поддержке со стороны Запада, тотальную ограниченность ресурсов советской власти (голод, разруха, топливный кризис, тиф, огромные людские потери на фронтах Первой Мировой и т.д.), постарайтесь дать логичный ответ, на казалось простой вопрос: «Почему большевики не только удержали власть, но и нанесли сокрушительное поражение белогвардейцам и интервентам, «смогли сохранить Россию от анархического распада» (Бердяев)?


Основные понятия: переворот, революция, революционная ситуация.

 
Семинар 2-а (дополнительный)

Тема: Крестьянская община («мир», «вервь»). Закрепощение крестьян и отмена крепостного права. Общинные черты русско-российского менталитета

Цель семинара: выяснить что такое «крестьянская община», понять её роль в отечественной истории; установить взаимосвязи между образованием единого централизованного государства и процессом закрепощения крестьян; максимально объективно оценить реформу 1861 года, проследить её последствия для исторической судьбы нашей Родины. В качестве специальной цели мы рассматриваем анализ русско-российского менталитета, выявление его специфики, связанной с объединением основной массы населения – крестьянства в поземельные общины; многовековой общинной жизнью подавляющего большинства наших предков.

Вопросы для обсуждения
1. В «Русской правде» упоминается такая категория населения как «люди». Кто это, какими правами и обязанностями обладают «люди», в соответствии с «Русской правдой»?
2. Что такое крестьянская община («мир», «вервь»), каковы её социальные функции?
3. Назовите хронологический период, в который существовала русская крестьянская община «мир», «вервь»?
4. Каковы различия и в чём состояло сходство между русской крестьянской общиной «мир», «вервь» и западноевропейской крестьянской общиной («маркой»)?
5. В чём секрет поразительной живучести, адаптивности русской крестьянской общины?
6. Что такое крепостное право?
7.  Каковы этапы закрепощения крестьян?
8. Существовала ли связь между образованием единого централизованного государства и закрепощением крестьян?
9. Почему отмена крепостного права была осуществлена «сверху»?
10. Охарактеризуйте реформу по отмене крепостного права.
11. Что такое «отрезки» и «выкупные платежи»?
12. Каковы положительные последствия реформы по отмене крепостного права?
13. К чему привела нерешённость аграрного вопроса в России 19 века?
14. Какой отпечаток на российский менталитет наложила многовековая практика общинного общежития?


Конкретные рекомендации по подготовке к семинару

Только во второй половине прошлого века уровень урбанизации в нашей стране превысил 50 % (т.е. более половины населения переехало в города). Традиционно Россия считалась (да и фактически была) аграрной, сельскохозяйственной, деревенской, крестьянской страной. Основную массу-толщу российского населения испокон века составляло крестьянство.
Крестьяне – кормильцы. Это крестьяне до недавнего времени (по историческим меркам) производили основной прибавочный продукт. «Жито» - пашня и «жизнь» – не случайно слова с одним корнем. «Хлеб – всему голова». Есть ли на свете труд-призвание благороднее, нежели растить хлеб, давать жизнь?
Крестьяне – труженики, строители. На крестьянских костях стоит Петербург. «Кто построил эту железную дорогу?». Крестьяне построили! Приписные, посессионные крестьяне на уральских демидовских заводах меняли свою жизнь на пушки, ядра, мортиры, позарез необходимые стране. Это крестьяне на петровских верфях, на сталинских стройках первых пятилеток осуществляли невиданный рывок, выдёргивая страну из отсталости, из грозящей катастрофы, из небытия. Крестьянские промыслы, автаркичное, (самодостаточное) крестьянское хозяйство. Не согнёшь, голыми руками не возьмёшь. Крестьянин «и жнец, и швец и на дуде игрец». На все руки мастер. Да какой мастер! 
Крестьяне – воины. Это крестьяне насмерть стояли  за Родину на Чудском озере и поле Куликовом,  составляли костяк народного ополчения Минина и Пожарского… Переодетые в солдатские мундиры крестьяне шли в штыковую суворовскую атаку, громили французов и их приспешников в Отечественной войне 1812 года, в составе несгибаемых сибирских полков и батальонов отбросили фашистов от Москвы, дошли до Берлина... В кровавой битве, ценой неимоверных усилий, неслыханных жертв добыли Победу!
Крестьянский мир заключает душу нашего народа. В любой стране крестьяне – хранители традиции, подлинного, светлого народного, от матушки-земли идущего, начала всех начал. Потеряем крестьянство – утратим самобытную культуру, отдадим на поругание саму душу, предадим себя, растворимся, сгинем в Новом Вавилоне!
Готовьтесь к семинару строго по вопросам (без пропусков). «Лучше меньше, да лучше».
Внимательно изучите «Правду Ярослава» и «Правду Ярославичей», обратите внимание на характеристику такой категории населения как «люди». Согласны ли Вы со следующим определением: «люди – лично свободное население, несущее повинность перед государством в лице князя, в форме «полюдья»; в случае военной угрозы «люди» входят в народное ополчение, в мирное время – крестьянствуют, объединённые в поземельные общины («вервь», «мир»)?
Далее переходите к описанию функций общины (совместное владение и пользование землёй; передел земли; раскладка налогов (солидарная ответственность перед государством); поддержка бедных, малоимущих; сдерживание социального расслоения; местное самоуправление и т.д.).
Можно ли сказать, что община в определённый период времени  позволяла оптимально вести хозяйство, используя крайне ограниченный   человеческий ресурс, в  зоне рискованного земледелия.
Согласны ли вы с мнением философов-славянофилов, что общинное устройство «помогало России выстоять в годину тяжёлых испытаний, войн, стихийных бедствий»?
От характеристики общины плавно (не забывая об общинном устройстве русской деревни), переходите к возникновению крепостного права. Составьте «Хронологию закрепощения крестьян», обозначьте основные вехи этого процесса (например, Судебник Ивана Грозного (произошло то-то и то-то),  Соборное уложение, Постановление Бориса Годунова о сыске беглых крестьян и т.д.).
Вы должны знать, что такое Юрьев день, кто такие «посессионные крестьяне». Самое главное, проследить взаимосвязь между  появлением дворянства, и возникновением централизованного государства «Русь Московская» и закрепощением крестьян. Надеюсь, что Вы не оставите вниманием борьбу крестьян против крепостничества, вспомните о крестьянских войнах, восстаниях (Иван Болотников, Степан Разин, Кондратий Булавин,  Емельян Пугачёв и др.), проанализируете программы восставших, подумаете о причинах поражения крестьянских выступлений.
Дайте точное определение крепостного права, очертите его хронологические рамки.
Говоря об отмене крепостного права, подумайте об объективных причинах, заставивших правящие круги пойти на эту меру. Подумайте о великом значении реформ Александра II, и, вместе с тем, о «половинчатости», «незавершённости» реформ («выкупные платежи», «отрезки» и т.д.).
Как вы думаете, можно ли сохранение общины назвать «феодальным пережитком» и могла ли Россия развиваться по американскому, фермерскому пути? Согласны ли вы с известным народником Верой Ивановной Засулич, полагавшей, что сохранение общины позволяет России перейти к социализму, минуя капитализм (переписка В.И.Засулич и Ф.Энгельса)?
В заключении самая интересная для психологов (особенно, принадлежащих к культурно-исторической школе) тема: как проживание в общине отразилось на менталитете (психической организации, умственном и душевном складе) нашего многонационального народа?
  
Основные понятия: «люди», крестьянская община, мир, вервь, общинный менталитет, закрепощение, крепостное право, крестьянская война.