doska1.jpg



Яндекс.Метрика
История Теория и практика национального строительства: психологические аспекты
Теория и практика национального строительства: психологические аспекты

 

 Автор: путешественник, этнограф, кандидат психологических наук А. Г. Сулейманян


    Аннотация:
в статье проводится различие между содержаниями понятий «этнос» и «нация». Автор высказывает концепцию становления народов и наций, весьма близкую к взглядам известного учёного Сергея Кара-Мурзы: «нация» и «народ» «собираются» в пространстве и веках не по принципу «почвы и крови», а на основании общей идеологии, ценностей, истории. Приоритетная роль в этом процессе принадлежит государству.

Далее анализируются три имеющиеся «модели» «сборки нации», метафористически обозначаемые как: «тигль», «салат», «семья». В традициях русско-российской культуры, по мнению автора, прочно укоренён семейный тип объединения этносов. Автор приводит некоторые мысли, по поводу реализации именно этого, спасительного, семейного единения.

 * Примечание: ссылки приводятся в конце текста.                                                          

                                                             

     Одна из важнейших проблем современного российского общества – межэтнические отношения и вопросы строительства единой нации. Единственная плодотворная стратегия решения этой проблемы – обеспечить созидательное взаимовыгодное взаимодействие различных этносов и развитие добрососедских отношений. Во-первых, СССР и  Россия всегда были полиэтническими странами. Во-вторых, глобализация – объективная реальность, и этот процесс нельзя остановить, им можно только грамотно управлять. В изменившихся условиях социальной ситуации развития  возникают две взаимосвязанные проблемы: сохранение собственной этнической идентичности или самобытности и  сплочение этносов в единую нацию или народ

Для решения этих проблем, прежде всего, необходимо определить содержание понятий «этнос» и «нация».

Этнос (1) – исторически сложившаяся и устойчивая общность людей, возникшая на базе общности  языка, территории, экономической жизни и  психического  склада, проявляющегося в общности культуры.

Нация (2) или Народ  – объединение этносов (3) на основе единства      идеологии (или картины мира), осознанности общности исторической судьбы и единого государства.

Различие содержаний понятий «этнос» и «нация» особенно отчетливо проявляется, когда один и тот же этнос становится основой для создания многих наций. Так англо-саксонский этнос стал фундаментом сложения британской, американской и отчасти австралийской и новозеландской наций (4); арабский этнос стал основой около 15 отдельных наций от Марокканской на северо-западе Африки до Йеменской на юге Аравии.

 До недавнего времени германский этнос был разделен на две нации: западногерманскую и восточногерманскую и эти отличия в идентичности и самосознании сохраняются до сих пор. Наконец, русский этнос после расчленения СССР составляет значительный процент в складывающихся новых нациях: например, украинской, казахстанской и эстонской.

Сильная нация – основное условие процветания в любых исторических условиях, особенно современных. (5)

Важность для сложения нации сознания общности исторических судеб можно увидеть на следующем историческом примере. Во время Великой Отечественной Войны план гитлеровского блицкрига основывался на ошибочном предположении, что советский народ – нация, расколотая по этническому и классовому признаку; единство удерживается только силой и при первых признаках слабости государства – военных поражениях – «нерушимое единство советских народов» «канет в лету». 

Сильное государство жизненно необходимо для рождения нации. Вспомним, что во время нашествия монголов с научной точки зрения невозможно говорить о русской нации, т.к. каждое княжество думало о своих собственных интересах, население которых считало себя, прежде всего, «владимирцами», «киевлянами», «рязанцами» и т.д.   Разноплеменное же войско Батыя было объединено  в едином централизованном государстве. 

 Необходимость  «национальной идеи» критически важна для полиэтнических наций; хотя и моноэтнические будут «рыхлыми» при отсутствии единой системы ценностей или общих идеалов. Этническая однородность   не предполагает изначально единства и сплоченности, как утверждают партии националистического толка.

В Российской Империи начала ХХ века русские (80%  всего населения) были расколоты по идеологическому признаку и воевали друг с другом 20 лет: сначала политически, а после февральской революции – в гражданской войне (6). Нация или народ, в отличие от этноса, продукт целенаправленного и осознанного строительства (7). Нации не составляются «механически» пусть и из родственных этносов: сами по себе  идеи панславизма (8) пантюркизма, панарабизма  не могут быть «становым хребтом» национального строительства, т.к. нация – «идея», т.е. единство прежде всего идеологическое,  а не «кровь и почва (9)».

Первая в истории полиэтническая  нация –   Рим. Одним из принципов гражданского права стал кодекс Траяна, уравнявший в правах всех подданных Рима, независимо от происхождения и вероисповедания. Единственное условие – верность кесарю (10). Другой важной идеей в картине мира  был патриотизм, понимаемый, как служение Риму.

Следующий, заслуживающий внимательного изучения опыт создания полиэтнической нации – Империя Ромеев (11). Национальной идеей было христианство (12)  (после разделения церквей –  Православие).

Сознание общности исторических судеб обеспечивались, во-первых, равными правами всех этносов, входивших в нацию ромеев; во-вторых, вертикальной мобильностью для всех одаренных граждан. Знать империи не была моноэтнической: в нее, кроме греков, входили армяне, балканские славяне (13).

Третий Рим – Москва - исчезал с «исторической сцены» трижды: в «Смутное Время», в феврале 1917 и в декабре 1991г.  Общими причинами всех трех распадов нации были нерешенные многочисленные внутренние проблемы: отсутствие  национальной идеи, а следовательно, и единства народа – например,   в начале ХХ века непримиримую идеологическую борьбу вели либералы-западники, марксисты и националисты, отсюда и падение авторитета государства.

  Необходимо не упускать из вида, что в современных условиях глобализации и «нового переселения народов» выбор нации очень часто это вопрос личного осознанного решения (14). Следует учитывать и то обстоятельство, что интеграция в новую нацию зависит и от стратегии государственных институтов

Существуют три стратегии или модели национального строительства. Метафористически их можно описать так: «тигель», «салатница» (15) и «семья» (16).
 Каждой модели соответствуют свои собственные методы реализации. Для профилактики экстремизма (17) одна из важнейших задач – выбор правильной  стратегии национального строительства с учетом, как мирового опыта, так и отечественных традиций и особенностей (18).

«Тигель» осуществляется через ассимиляцию: добровольную (если культура новой большой группы привлекательна для неофита) или принудительную. В условиях современного российского общества, очевидно, что фундаментом ассимиляции будет только «массовая культура».

Принцип «салатницы», суть которого жизнь рядом, но не вместе (как лежат нарезанные овощи в салате) реализуется через «толерантность». По своему психологическому смыслу «толерантность» подразумевает отсутствие единой системы ценностей, а сплоченность, как в малой группе, так и в большой зависит от ценностно-нормативного единства. Эта стратегия не в состоянии  сплотить нацию: это похоже на отношения охладевших друг к другу супругов, вынужденных жить в одной квартире.

Концепция «семьи» держится на трех столбах: единстве идеалов, сознании общности судьбы и развитии личности всех ее членов. Для осуществления этой стратегии в молодежной среде будет полезен принцип «футбольной команды» (19): выбор такой развивающей деятельности, в которой, во-первых, результат может быть достигнут только при условии совместных усилий; и во-вторых, когда каждый имеет возможность проявить свои лучшие качества на благо целого.

Для реализации этого проекта необходимо заново создать юношеские союзы с обязательной инициацией, аналоги рыцарских турниров (20), командные мужские виды спорта (футбол, альпинизм и т.п.). Полезна будет сеть дискуссионных клубов (21), в которых бы обсуждались актуальные проблемы и участники получали бы навыки совместного принятия решения в полиэтнической среде.

Завершая статью, отметим, что «краеугольным»  камнем» в фундаменте «здания» Российской нации, может быть только идея справедливости. Из многочисленных определений в данном контексте более всего подходит определение христианского мыслителя ХII века Гуго из Сен-Виктора: «то, чем поддерживается гармония общего и что не отказывает каждому в его заслугах».

О том, что только идея справедливости может сплотить многочисленные этносы в единый и великий народ свидетельствует весь опыт мировой и особенно отечественной истории (22). Одно из необходимых условий реализации этой идеи – наличие единой государственной программы создания «аристократии заслуг» или «новой знати» (23). 
       Впервые эту проблему поставил Платон в труде «об идеальном государстве»: им была выдвинута концепция «равных возможностей» (24)
для всей способной молодежи, независимо от социального и имущественного статуса своих родителей. Ее осуществление всегда приносило «добрые плоды»: в отечественной истории так было в эпоху преобразований Петра I и в 30-70г.в СССР. Учебные заведения должны стать настоящими институтами социализации, в которых бы решались задачи национального строительства.

 

 

 

 

 

 

СНОСКИ

1.Это определение дано впервые И.В. Сталиным в труде «Марксизм и национальный вопрос» (соч, т.2, М., 1946 г., с.296) применительно к нации. С тех пор это определение подвергается незначительному редактированию, не меняющему ни смысла ни содержания понятия. Автор присоединяется к мнению тех ученых, что это определение касается этноса, но не нации.

2. Это определение принадлежит автору и, разумеется, требует уточнений.

3.Моноэтнических наций в современном мире ничтожно мало: например, Северная и Южная Кореи и Исландия. 3 Моноэтнических наций в современном мире ничтожно мало: например, Северная и Южная Кореи и Исландия. 

4. В австралийской и новозеландских нациях значительное место занимали кельтские этносы Британской империи: ирландцы, шотландцы и валлийцы.

5. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., «Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты», «Психологический журнал», 2009 г., №1.

6.Кстати, и США в 19 веке были практически моноэтнической нацией, но это никак не предотвратило  гражданской войны между севером и югом. О феномене «расколотости» русской нации у Р.Фадеева «Русское общество в настоящем и будущем», СПб, 1874г.

7.В британской этнопсихологии это особенно подчеркивается специальным термином “nation-duilding”.

8. Даже человеку не сведущему в политике очевидно, что Польша на протяжении всей своей истории не хотела стать частью российской нации. Болгария и в Первой и Второй Мировых Войнах входила в антироссийскую коалицию. На Западной Украине были всегда сильны сепаратистские тенденции.

9. В этом смысле интересны  противоречия в Израиле между «русскими евреями» и сефардами и ашкенази. Об этом остроумная книга Ю.Пологонкина «Такие разные евреи», М., «Гала Пресс», 2003г.

10. Для иллюстрации этого положения особенно показателен ответ Иисуса Христа на лукавый вопрос иудейских первосвященников, стоит ли платить подати кесарю, ответил: «Отдавайте Богу Богово, а кесарю – кесарево».

11. Это официальное название страны: империя римлян. Так Константинополь подчеркивал преемственность с первым Римом. Это обстоятельство позже способствовало рождению концепции «Три Рима», автор которой был живший в 16 веке старец Филофей. Ему принадлежат «крылатые слова»: «Два Рима падоша, третий стоит ( Москва), а четвертому не бытии». Название «Византия» позднего происхождения: термин был введен Вольтером и его единомышленниками эпохи «Просвещения». Для них Царьград был отрицательным образцом, т.к. указанные философы были сторонниками либеральной демократии и атеизма.

12. Либеральные и марксистские критики утверждают, что это было единственным мотивом Константина принятия Веры Христовой. Однако изучение его биографии показывает, что это был его осознанный и духовный выбор, а новая вера распространялась не посредством административных решений, а вдохновенными проповедниками – св. Отцами Церкви – св.св. Иоанном Златоустом, Василием Великим и Григорием Богословом.

13. История Византии, М., 1967г., т.1-3.

14. Первый, описанный документально, случай такой смены нации произошел в эпоху Первого Рима, когда германский воин-лангобард Дроктулфт стал римлянином (подробности в рассказе Х.-Л. Борхеса «История воина и пленницы»)

В 90-г.г. многие выпускники МГУ, с судьбами которых автор лично знаком, по причине уничтожения режимом Ельцина отечественной науки, чтобы работать по профессии были вынуждены эмигрировать на Запад. Освоившись, они оказались перед выбором: жить обособленно в «русском гетто» или интегрироваться в американскую нацию со всеми вытекающими последствиями. Другой пример – стратегии армян, переселившихся в Россию, после расчленения СССР. Одни, живя в России, не считают себя частью российской нации и даже противопоставляют себя, как отдельную нацию; другие – осознанно и добровольно выбирают новую нацию.

15. Первые два термина приняты в этнопсихологии США.

16. Это понятие было введено независимо друг от друга Конфуцием и апостолами христианства.

17. Важно и четко отличать научный подход от идеологии и политики, что в данном вопросе иногда очень затруднительно.

18. Например, в послевоенной Японии этот принцип был сформулирован так: «Японский дух, западная техника». И эта стратегия принесла успех. О заимствованиях – Бр.Малиновский, «Научная теория культуры», М., «ОГИ», 2005г.

19. Силу «полиэтнической нации» при правильно осуществляемой стратегии можно видеть на примере футбольных сборных, составленных из представителей различных этносов.

20.  Подобное движение уже складывается стихийно у участников «ролевых игр». 21.Немаловажно, что «профессиональные насмешники» у всех народов были людьми неуважаемыми. 

22. Эта идея одна из центральных в произведениях классической литературы народов России. Нельзя сказать, что подобная тема отсутствует, например, в литературах народов Европы и США, но она занимает там скромное место.

23. Этот термин полнее и точнее раскрывает содержание понятия и более соответствует отечественным традициям, чем употребляемый в последние десятилетия англосаксонский термин «элита».  Об отрицательном опыте создания современной российской элиты см. Пряжников Н.С. «Психология элитарности», М., 1996г.

24. Это понятие впервые ввел в науку именно Платон, а не американские психологи, как утверждается во многих словарях.