doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к двадцать девятой истории (Жалость. Сочувствие. Сопереживание)
Методические указания к двадцать девятой истории (Жалость. Сочувствие. Сопереживание)

Название темы
Жалость. Сочувствие. Сопереживание. Отзывчивость. Доброта. Помощь людям.

Представления детей
Тесная улочка средневекового города. Одна стена – черная. Эгоцентризм, эгоизм, моральная слепота (в упор не вижу никого кроме себя, остальные не в счет, лишь бы мне было хорошо), нравственная глухота к страданиям и радостям окружающих, холодная жестокость, ледяное сердце. От черной стены увезла Кая в страну душевного сна и безразличия Снежная Королева.
Другая стена – белая. Герда с горшочком. Две переплетенные, трогательные розочки. Из благодатной почвы жалости, сочувствия, сострадания любовь к ближнему, стремление прийти на помощь, жизнь положить за други своя прорастают.
Где же путник 6-летний, идущий по дороге жизни? Какой стороны придерживается? Разными могут быть ответы… Ах, вот и он! Это только кажется, что ножки его недавно окрепли. И бегает вроде бы ребенок быстро. И по деревьям так ловко лазает. И на велосипеде так лихо мчится. Но в моральном, нравственном смысле шаги ребенка первые-первые. И оттого походка его нетвердая, неверная. Из крайности в крайность. От стены к стене.
Но чудо! Все чаще малыш на правую, белую стену опирается. С удивлением, радостью взрослые замечают: не зря старались, будет из ребенка толк. Вот ведь такой маленький, а поди ж ты, жалеет, помочь хочет. Послушайте. «Раньше, года в 3 – 4, ни за что ни чем не поделится. Жадным был – просто ужас. Теперь ему 5 с половиной. Ничего один не съест. Игрушки свои младшей сестре предлагает. Недавно совсем незнакомой девочке-сверстнице все машинки отдал. Меня умолял, чтобы я их насовсем подарить разрешила». «Дочь-то моя по дороге из детского сада собаку с перебитой лапой увидела. Вся в лице переменилась, затряслась. Так, говорит, собаку жалко – сил нет». «С работы ли приду уставшая, приболею или просто плохое настроение, сын как чувствует. Подойдет, приласкается, пожалеет. Даже посуду помыл, правда, весь перепачкался». «Бомж на снегу сидел. Сын увидел, потребовал (!): «Папа, дай ему денег, жалко ведь человека, помоги!» «Книгу какую-то старую про октябрят-героев ему читала. Он от жалости расплакался. Впечатлительный очень. Фашистов ругал, на фронт просился, нашим помочь хотел».
Известный отечественный психолог М.И. Лисина, характеризуя старших дошкольников, верно подметила: «былое равнодушие» к людям «стремительно меняется на пристрастность». «Бойся того, кто не холоден, не горяч» – вечная библейская истина. За ней (смотрите первоисточник) другой призыв следует: «Будьте как дети». Точно! Кого-кого, а детей не упрекнешь в равнодушии. Старший дошкольник, как сейчас говорят, сензитивен (особо чувствителен) к сфере человеческих отношений, больше всего на свете интересуется многоликим и сложным «миром людей».
Из-за эмоциональности своей, из-за непосредственности не может ребенок сердцем зачерстветь, не может к черной стене напрочь прикипеть. Это некоторые взрослые, что совесть за ненадобностью (так спокойнее) купировали, себя законченными эгоистами-мизантропами делают. «Что там все мировые проблемы, вся мировая скорбь по сравнению с сытным обедом!» Сознание старшего дошкольника слабо настолько, что не позволяет ему свить защитный кокон из людоедских убеждений, сложить стену из подленьких «резонов», не позволяет с закрытыми глазами мимо бед и страданий проходить, не оставляет безучастным, равнодушным. И в этой наивной слабости детского «рацио» заключена великая сила. Поэтому «будьте как дети».
Дитя жалеет других людей не из рациональных убеждений. Разумные доводы, расчетливость, прагматизм не свойственны ребенку. Детская жалость – большое всепоглощающее чувство, малоосознанная эмоция, спонтанный порыв, зов сердца. Детская жалость не плод рассуждения, умствования. Она не абстрактна. Детская жалость – мощный побудитель к немедленному действию. Она предельно конкретна, действенна, эмоциональна.
В ставшей классической книге «История развития высших психических функций» Л.С. Выготский пишет о генезе (подумайте только!) мировоззрения в раннем и дошкольном детстве. Под мировоззрением ребенка ученый понимает не «какие-либо логические, продуманные, оформленные в осознанную систему взгляды на мир», а «слитность отражения объективных закономерностей с действием, поведением». Мировоззрение, по мысли Л.С. Выготского, – «то, что характеризует поведение в целом», и – что особенно важно – «культурное отношение к внешнему миру». Пожалуй, жалость, сочувствие и связанные с ними действия есть первые свидетельства, яркие доказательства рождения собственно человеческого, культурного в индивиде. Если дитя кому-то сопереживает, кому-то оказывает помощь, мы, взрослые, явственно осознаем – перед нами человек! «Мировоззрению предшествует миродействие», – констатировал Л.С. Выготский.
На сострадательность детей, на их умение сорадоваться, сопечалиться, на удивительную чуткость, отзывчивость детского сердца давно обратили внимание все «заинтересованные лица» – родители, педагоги, писатели, ученые. Огромный, по достоинству еще не оцененный вклад в изучение данной проблематики внесли отечественные психологи «серебряного века» русской культуры. Тогда, в конце XIX – начале XX века. предметом специального анализа, рассмотрения выступала человеческая душа без купюр и изъятий, во всей полноте ее проявлений. Именно возникновение у ребенка неких «просоциальных чувств», способности к состраданию трактовалось нашими выдающимися предшественниками как «примета появления души», как «первое рождение души».
Весьма показательной и ценной для нас является книга «Психология детства», известного психолога, профессора В.В. Зеньковского. Широта научных интересов, энциклопедическая образованность, доскональное знание детей вызываю искреннее уважение к этому ученому. Многие выводы, сделанные В.В. Зеньковским, актуальны по сей день. Не можем не процитировать некоторые особо значимые фрагменты «Психологии детства».
«Сострадание, в настоящем смысле слова появляется очень рано». «Дитя, которому было 2 года и 3 месяца плакало, видя на картинке человека или животное в опасном положении». «Мальчик в два года и восемь месяцев проявлял нежную заботливость по отношению к петуху». «Наибольшее развитие чувства сострадания происходит между вторым и шестым годом жизни ребенка». «Половина случаев сострадания относится к людям – и притом, преимущественно к членам семьи; лишь начиная с третьего года жизни, заметно растет сострадание к лицам, состоящим вне семьи, и чем дальше – тем больше».
«Состраданию предшествует расширение круга социальных связей: симпатия распространяется сначала лишь на тех, с кем чувствует себя дитя связанным». В более старшем возрасте своеобразными «предметами сострадания» выступают не только члены семьи (36%) другие люди (14,5%), но и животные (21%); безжизненные вещи, куклы, растения (14%); образы людей и животных в картинах или рассказах (14,5%). «Любопытно, что сострадание усиливает нежные чувства, которые дитя питает к кому-либо». «Рост социальной отзывчивости может быть наблюдаем и в способности бояться за других». «К 5 годам в играх детей мотив сострадания начинает занимать значительное место». «В общем, девочки всегда чувствительнее мальчиков».
«В развитии социального сознания, социальных чувств у ребенка нельзя отрицать случаев, когда в разгаре социальной борьбы чужое страдание может вызвать стремление продолжить это страдание». «Чувство сострадания заглушается, отодвигается упоением своей «победой», желанием насладиться своим торжеством». «Дитя, видя, как кто-либо обижает близкого человека, животное, проникаясь жалостью к обижаемому, загорается гневом на обидчика и готово его «уничтожить», на этой почве возникают первые отталкивания от людей, первые антипатии». «Даже мы, взрослые, часто не отдаем себе отчета в наших симпатиях и антипатиях, что же говорить о детях?». «Здесь проявляются различные неосознаваемые нами психические явления».
Вот такая пестрая, мозаичная, внешняя картина детской сострадательности вырисовывается. От внешнего к внутреннему, от деталей к сущности. Зададимся вопросом о причинах появления просоциальных чувств у детей, о, если угодно, механизмах, закономерностях, порождающих способность сопереживать.
С точки зрения теологов, вообще людей религиозных, а также философов и психологов-идеалистов, проблема решается элементарно. Все душевные явления присущи ребенку, что называется, имманентно, по «факту рождения». Каждое зернышко несет в себе некую потенцию стать колосом. Человек создан по «образу и подобию Божьему», в нем соприсутствует «дух», если хотите, «идея», которая со временем разовьется, обнаружит себя в конкретных фактах жизнедеятельности, объективируется. Если Творец сострадателен, то и «венец творения» – человек обязательно так или иначе унаследует это качество.
Психологи, как обычно, не дают столь однозначного ответа. Вместо определенности – множество конкурирующих, взаимоисключающих версий. Даже беглое их изложение выходит далеко за рамки этой книги.
Остановимся лишь на нашей, авторской позиции, скомпилированной, сотканной из идей ведущих психологов ХХ века, принадлежащих к культурно-историческому, деятельностному направлению в отечественной психологии. Помимо главного вопроса: почему ребенок обретает дар сочувствия? – упомянем о других важных штрихах к портрету детской сострадательности, поговорим о дне сегодняшнем.
Постараемся изложить свои мысли кратко, тезисно.
1. Истоки эмпатии (умения жить чувствами другого, базового, глубинного доверия; полного эмоционального проникновения; чуткости; слитности) лежат в младенчестве (от рождения до 1 года). Ведущей деятельностью младенца служит эмоциональное общение с близкими взрослыми, прежде всего с матерью. Ребенок испытывает потребность в таких контактах. Насыщение этой потребности не менее значимо, чем отправление самых насущных, витальных (жизненных) нужд. Депривация (прерывание) насыщения потребности в эмоциональном общении влечет задержку психического развития ребенка, в тяжелых случаях – смерть младенца. Взрослые общаются с младенцем, индивидом, существом во многом биологическим, как с личностью, как с человеком, тем самым создавая зону ближайшего развития ребенка. В общении ребенка с близкими взрослыми, в первую очередь с матерью, складывается особая система, которую Л.С. Выготский называл «Пра-мы». Мать и дитя прекрасно чувствуют друг друга, живут эмоциями друг друга, сливаются в одно нерасторжимое целое. Ребенок, по каким-то причинам лишенный полноценного эмоционального общения в младенчестве, становится инвалидом в психическом смысле. Ничто не может компенсировать дефицит такого общения. Ни в семейной жизни, ни в отношениях с друзьями обделенный эмоциональным общением человек не сможет полностью раскрыться, до конца довериться, интуитивно, прочувствовать состояние окружающих.
2. «Психика человека формируется прижизненно» (Л.С. Выготский) «Социальная ситуация развития», «все многообразие отношений, в которые включен индивид», выступает в качестве детерминанты становления высших психических функций. Общение – важнейший ресурс развития личности. Потребность в общении никуда не исчезает. С течением жизни она лишь меняет свои формы, приобретает новые черты. В старшем дошкольном возрасте, по классификации М.И. Лисиной, ребенок поднимается на уровень внеситуативно-личностного общения. Его больше всего интересуют личностные особенности и качества партнеров, их отношение к нему. В это время ребенок особенно остро нуждается в сочувствии, признании, стремится «встать вровень» со взрослым, добиться общности оценок и предпочтений. Он хочет, чтобы с ним считались, уважали его «суверенитет», его «самость». Дитя ловит каждое слово в свой адрес, каждую оценку, болезненно реагирует на неудачи, становится чутким, ранимым, взыскательным, обидчивым.
3. Старший дошкольник буквально требует сопереживания. Сочувствие, жалость, проявленные нами к ребенку, не проходят даром. Видя соответствующее отношение к себе, подражая ему, ребенок учится жалеть и сочувствовать. Сочувствующий, пекущийся о душе ребенка взрослый создает прекрасный прецедент, дает ребенку верный ориентир, образец «делать жизнь с кого». Просоциальные чувства ребенка – плод интериоризации (вращивания, перевода извне внутрь) первично, генетически совместной его деятельности с другими людьми – взрослыми и сверстниками.
4. В ведущей деятельности старшего дошкольника – сюжетно-ролевой игре, входя в игровую ситуацию, принимая на себя определенные роли и вытекающие из них правила, ребенок осваивает социальные нормы, открывает внутреннюю, смысловую сторону деятельности взрослых, учится жалеть, сострадать. Очень показательными в этом смысле являются такие распространенные игры дошкольников, как «дочки-матери», в «больницу», в «школу», в «пожарников» и т.д.
5. В старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление, мышление в плане образов, представлений, достигает своего расцвета. Ребенку вполне по силам представить себя на месте другого человека, в эмоциональных представлениях пережить происходящее с ним. Представления как бы «удваивают реальность» – появляется реальность видимая, осязаемая и мысленная, внутренняя, представляемая. Сопереживать героям литературных произведений, растрогаться от проникновенной песни, мысленным взором проникнуть в прошлое, пожить чувствами бабушек и дедушек или людей будущего – все под силу малышу благодаря появлению внутреннего плана действий, мышления посредством представлений.
6. Осмысление, обобщение, осознание чувств происходят под влиянием второй сигнальной системы – языка, речи. В старшем дошкольном возрасте стремительно увеличивается активный и пассивный словарь ребенка. Представления и чувства, как писал французский психолог А. Валлон, «стремятся к языку как к наиболее приспособленному орудию мысли». А. Валлону вторит А.В. Запорожец: «в старшем дошкольном возрасте слова как бы садятся на ранее приобретенные обобщения». Переживая возраст «почемучек», дети узнают названия своих чувств. Чувства обозначаются словами и тем самым наполняются культурным содержанием, осознаются. Теперь со словом «жалость» в сознании детей связываются определенные признаки, по мере приобретения опыта содержание этого слова меняется. Постепенно от смысла (значение для нас, смутное, расплывчатое, не совпадающее с общепринятым пониманием) ребенок переходит к значению (общепринятой культурной трактовке содержания слова).
7. При формировании просоциальных чувств нельзя не учитывать действия внешних стимулов, «кнута и пряника», поощрения и наказания. Как правило, мы поощряем просоциальные формы поведения, наказываем за асоциальные проявления, даем огромное количество прямых словесных инструкций. «Пожалей кошечку, видишь она болеет». «Девочка плачет, неужели тебе не жалко, немедленно дай игрушку, а то…» Здесь важно не переусердствовать, помнить, что «насильно мил не будешь», что главным все-таки остается воспитание внутренней мотивации к добрым чувствам и поступкам.
8. Примерно в 5 лет отношения со сверстниками становятся для ребенка наиболее приоритетными. В этом возрасте возникает дружба как устойчивая, внеситуативная привязанность, нужда в конкретном человеке. Своеобразной школой взаимоотношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В ней, как известно, случается всякое. Любопытен итог. К исходу старшего дошкольного возраста дети ценят в сверстниках отзывчивость, стремление прийти на помощь. Первое место в детской «табели о рангах» занимают «децентрированные», чуткие, сострадательные сверстники. Психологи доказали, что именно интерактивная, совместная деятельность, общение со сверстниками гораздо в большей степени, нежели коативная (в одиночку, вне взаимодействия с окружающими), способствует рождению просоциальных чувств у ребенка.
9. На словах жалеть, в реальности пальцем не пошевелить, ничем не поступиться для ближнего своего. В старшем дошкольном возрасте имеет место расхождение, а иногда и конфликт между вербальным (словесным, на словах) и реальным поведением ребенка. Легко правильно рассуждать, трудно достойно поступить. Особенно без немедленного положительного подкрепления. К сожалению, старший дошкольник достаточно сильно зависит от ситуации, в своем моральном выборе часто ориентируется на внешние стимулы, нуждается в подкреплении со стороны взрослых и сверстников.
10. Для старшего дошкольника типичен категоричный, абсолютный подход к усвоенным правилам и нормам. Релятивизм, относительность почти недоступны пониманию малышей. Взрослые учат жалеть и помогать, а сами равнодушно проходят мимо вопиющих ситуаций, требующих сочувствия, участия. Эти несоответствия фиксируются маленькими «судьями». Мы часто становимся объектами их справедливой критики. Взрослые, опасайтесь посеять в детской душе зерна «двойного стандарта», в противном случае мы рискуем пожать ядовитые всходы цинизма.
11. Высшие психические функции, высшие человеческие чувства социально, культурно-исторически обусловлены. Никакого абстрактного ребенка не существует в природе. Человек рождается в конкретной семье, живет в конкретных общественных условиях, он «вооружен и ограничен» представлениями своего времени, своей эпохи. Убеждения родителей, стиль воспитания, телепередачи и книги, ценности окружающих людей, дух стяжательства или взаимопомощи, витающий в социуме, – все это определяющим образом влияет на генез морального сознания ребенка. Небольшая иллюстрация. В 1976 году в СССР, несколько раньше в США, вышла уникальная книга «Два мира детства. Дети в США и России». В ней известный американский психолог У. Бронфенбреннер сопоставлял по разным параметрам американскую и советскую системы дошкольного воспитания.
Тогда, в далеких 70-х, ученый пришел к следующим выводам:
«в России при особой роли детского коллектива формируется отзывчивость, коллективизм, стремление прийти на помощь».
У американских детей в сравнении с советскими У. Бронфенбреннер обнаружил «повышенный эгоизм», «преувеличенную» индивидуализацию, «гораздо большую агрессивность в общении».
12. Современные дети больше всего жалеют родных и близких, сверстников, животных, себя самих (!), героев литературных произведений и телефильмов. Более 60% детей утверждают, что они всегда проявляют жалость к тем, «кого обидели», «кто болеет» или как-то внешне проявляет дискомфорт, показывает свои страдания («грустный», «плачет» и т.д.). Высок процент детей (около 30%), считающих, что «жалеть надо не всех подряд», проводящих яркую разграничительную линию между «своими» и «чужими» (красноречивая примета нашего времени). Почти все дети хотят, чтобы их жалели, им сочувствовали. Многие старшие дошкольники сетуют на невнимательное отношение к себе со стороны взрослых. «Жалеть других», «помогать другим» – «хорошо». К счастью, в этом уверены 95% наших респондентов.

Цель и основные направления дискуссии
Выбор темы последнего диалога дался нам не просто. Хотелось не сфальшивить, взять напоследок верный, красивый, мощный аккорд. Раз за разом мы перебирали возможные ходы, тщательно взвешивали все «за» и «против», пытаясь отыскать достойную, поучительную развязку нашей повести. Как Света могла вернуть расположение Милы? За какие коврижки купить прощение?
Решение пришло неожиданно.
Многие великие мыслители прошлого в один голос прозорливо предрекали: рядом с прогрессом идет падение нравственности, в людские души проникает холод отчуждения. Не любой ценой надо платить за пресловутый «комфорт». Плоды цивилизации зачастую оказываются горькими. Иногда звучали весьма радикальные, поистине революционные лозунги. «Назад, к природе!» – призывал французский просветитель, писатель, философ XVIII века Ж.-Ж. Руссо. В главном труде своей жизни, знаменитой книге «Эмиль, или о воспитании», увидевшей свет в 1762 году, Ж.-Ж. Руссо поет гимн человеку. «Все находится в нас», «человек по натуре, природе своей обладает душою доброй». Назад, к исконной человеческой доброте! Воспитание должно смести «искусственные препоны», «все наносное», разрушить плотины предрассудков, суеверий, условностей, помочь человеку вернуться к себе самому. «Из всех видов воспитания первенствующим является воспитание нравственное». Его сверхзадача – «научить ребенка любить других людей». «Первая ступень любви к другим – жалость, причем не только к ближним, но ко всем».
Почти слово в слово повторял мысли Ж.-Ж. Руссо наш соотечественник, граф, ходивший за сохой, – великий писатель Л.Н. Толстой. Основав школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, под Тулой, Толстой напутствовал педагогов – «не дайте угаснуть естественной жалости», состраданию, доброте, составляющим «саму сущность детской наивной, беззлобной души».
Вообще говоря, по нашему мнению, вся высокая русская культура зиждится на трех основополагающих принципах: примате общего над частным; духовного над материальным; сострадания, доходящего до самоотверженности, над корыстью и эгоизмом. Сливаясь, от сложения многократно усиливаясь, три приоритета соединяются в целое, составляют ось духовности, вокруг которой вращается колесо русской культуры, русской истории.
Не будь равнодушным! Раскрой свое сердце навстречу людям! Жалость, сострадание – прекрасные чувства. Спеши творить добро! Протяни руку помощи нуждающимся! Добро все преодолеет, вернется к тебе сторицей. Чужой боли не бывает. Хороший человек не может любить только себя. Ты ответственен за все происходящее в этом мире, ответственен за всех. Вот о чем речь поведем. Такие покажущиеся кому-то «несвоевременными», несовременными мысли понесем нашим воспитанникам. И дети, верьте, поймут!
Прочтите текст эмоционально, с пафосом, «на подъеме». Интонационно подчеркните неординарность происходящего. Поставить в «повестку дня» центральные темы (жалость, сочувствие, доброта, помощь людям) вы можете таким образом. Во-первых, отталкиваясь от почина, начала истории, от «торжественности момента» (Почему этот день стал самым лучшим, важным, главным в жизни Светы?). Во-вторых, акцентируя внимание на развязке, финале истории. (С чего это вдруг Мила, молчавшая как рыба, заговорила со Светой?). Если ребята начнут рассуждать на эти темы самостоятельно, без вашего участия – хорошо, не прерывайте, слушайте, стимулируйте, поощряйте. В противном случае в зависимости от ситуации вы можете последовательно использовать первый и второй вариант или действовать «параллельно», задав оба вопроса сразу. Главное – не навязывать маленьким собеседникам предмет разговора, а обнаружить его как бы случайно, спонтанно. Инициатива должна принадлежать детям. Не забегайте вперед, наберитесь терпения. Кстати, вполне вероятно, что вы столкнетесь с разными ответами. Кто-то склонится к поверхностным объяснениям: «День был самым лучшим, потому что Света запускала красивого воздушного змея». Мила начал разговаривать со Светой «просто так», «Миле надоело молчать». Многолетняя практика показывает – подавляющее большинство ваших учеников докопаются до сути. Не только поймут, но и сумеют объяснить своим менее проницательным сверстникам, что «Света пожалела мальчика, совершила добрый поступок, поэтому Мила заговорила с ней, поэтому день стал таким хорошим». На этом этапе рекомендуем вам разыграть неведение или даже поддержать «простые», лишенные глубины версии. Пусть ваши оппоненты, из числа детей, полностью понявших смысл истории, докажут свою точку зрения.
Итак, жалость, проявленная Светой, сотворила чудо. Если дети вполне убеждены в этом обстоятельстве, пора создавать новую проблемную ситуацию. Действуйте по образцу, завещанному нам прекрасным писателем, педагогом, философом, автором книги «Черная курица, или Подземные жители» Антонием Погорельским. По его мнению, нам, взрослым, воспитателям, «необходимо поставить питомцев наших перед выбором», дилеммой, «создать нравственную коллизию», дать ребенку возможность «предложить и обосновать тот или иной вариант действий». «Так долго Света вместе с любимым папой клеили змея. Замечательный змей получился. Красивый. Высоко летал. Каждый, наверное, мечтает о таком великолепном змее. Зачем же Света отдала змея совершенно незнакомому мальчику? Может быть, она поступила неправильно, опрометчиво?» Попытайтесь всемерно усилить сомнения детей, апеллируя, скажем, к следующим доводам: «Мальчик был незнаком Свете, ничего не предложил взамен, не отдал свою игрушку доброй девочке». «Света поступила неожиданно, необдуманно, а вдруг после того, как она пожалела мальчика, она пожалеет о змее?» «Это мальчик, а не Света станет запускать змея в голубое небо». «У мальчика теперь есть змей, а у Светы – нет». «Папа Светы вполне может обидеться» и т.д.
Пусть ребята последовательно разберутся и отметут как совершенно несостоятельные все «эгоистические» резоны. Непосредственным результатом обсуждения данной проблемной ситуации должен стать важнейший вывод о необходимости жалеть других людей, об оказании помощи, как правильном, благородном поступке. Здесь же исподволь введите в оборот слово «сочувствие» как эквивалент, синоним слова «жалость». Постарайтесь увести учеников от слишком буквального истолкования содержания истории, донести тезис: «Света совершила хороший поступок не потому, что отдала змея, а потому, что пожалела малыша, помогла ему в трудной ситуации». Если за самыми разнообразными добрыми поступками стоит жалость, если они продиктованы искренним желанием помочь людям, то эти поступки в любом случае правильные, хорошие, а люди, их совершающие, – достойны уважения, восхищения, – этот сложный вывод станет достоянием детей не сразу, а только после анализа и обобщения целого ряда примеров из их собственной жизни.
Интересен, продуктивен и такой ход. Попросите детей объяснить, как они понимают достаточно странное на первый взгляд утверждение Светы: «Жалость меня перевернула. Жалость меня прямо в сердце кольнула». Поговорите о жалости как пронзительном чувстве – о «пронзительной жалости». На предыдущих занятиях вы ведь не раз поднимали тему человеческой души, как главном в каждом из нас. Где прячется, где скрывается, где живет жалость? Надеемся, вам удастся связать в сознании детей представления о жалости, совести, душе, хорошем человеке.
Спросите детей о том, кого они жалеют. Что чувствуют, жалея других людей, как помогают нуждающимся? В нашем арсенале не один десяток ответов детей на подобные вопросы. Часто наши ученики открывали весьма глубокие истины: «Жалость очень хорошее чувство, оно живет у нас в душе, оно заставляет нас помогать другим людям».
Совершим «кульбит», кардинально изменим акценты. «Когда вам плохо, ожидаете ли от окружающих жалости, сочувствия?» «Что испытываете, когда вам помогают?» «А когда спокойно проходят мимо?» Ответы очевидны, они еще раз подтвердят сделанные ранее умозаключения.
О силе добра. Добро всегда так или иначе отзовется, вернется к тебе добром. Добро все преодолеет. Для осознания столь фундаментальной мысли вновь возвратитесь к реакции Милы. Ведь Света не сделала ничего хорошего лично Миле. И тем не менее волшебным, как может показаться, образом заслужила прощение. Значит, у Милы были основания так поступить. Значит, в глазах Милы, Света, проявившая жалость, достойна прощения, достойна дружбы.
О сочувствии и дружбе. Не правда ли, человек неспособный к сочувствию, никогда не обретет настоящей дружбы. Умеешь жалеть, стремишься понять другого – пожалеют и поймут тебя. Иначе – не на кого пенять, причину одиночества ищи в зеркале.
О жалости ко взрослым. Оказывается, большие, сильные люди – просто потому, что мы люди, – нуждаются в участии, внимательном отношении со стороны детей. Поговорите о поистине волшебном влиянии сочувствия на близких – бабушек, дедушек, пап, мам, воспитателей. Поделитесь своими впечатлениями на этот счет.
Жалость к близким и «далеким» людям. Знакомым и незнакомым. С близкими все более или менее ясно. А вот как можно «жалеть всех, помогать всем»? Нас вполне удовлетворил ответ одного из воспитанников, решившего проблему таким образом: «К сожалению, я не могу помочь всем людям, но жалеть надо всех!»
Жалость и помощь за поощрение или «просто так», от чистого сердца, без корысти, ничего не ожидая взамен, – тоже поучительная, важная тема для обсуждения.
Закончите беседу традиционно. Подумайте, каким жестоким, отвратительным стал бы мир, если бы из него исчезли жалость и взаимопомощь.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Почему этот день стал самым главным, самым важным, самым лучшим в жизни Светы?
2. День стал таким замечательным, потому что Света запускала красивого бумажного змея?
3. С чего это вдруг Мила заговорила со Светой? Миле просто надоело молчать?
4. Как вы считаете, Мила простила Свету?
5. Света в этот день не просила у Милы прощения, не сделала для Милы ничего хорошего, так почему же Мила простила Свету?
6. Какой поступок совершила Света?
7. Свете нравилось играть со змеем?
8. Откуда у Светы появился бумажный змей? Света и папа устали, когда его клеили?
9. Почему же Света отдала своего любимого, прекрасного бумажного змея совершенно незнакомому мальчику?
10. Может быть, Света хотела получить от мальчика что-то взамен змея?
11. Как вы думаете, папа Светы ругал дочку за этот поступок? Папе не было обидно?
12. Как бы вы поступили на месте Светы?
13. У мальчика теперь есть змей, а у Светы нет. Света не пожалеет о своем поступке?
14. Когда Света отдавала змея, о ком она думала, о себе или о мальчике?
15. Получается, что Света о незнакомом мальчике думала больше, чем о себе?
16. Может быть, Свете нужно было сделать вид, что она не замечает мальчика, и тогда змей остался бы у нее?
17. Света утверждает, что жалость кольнула ее «прямо в сердце», «перевернула» ее. Разве жалость острая? Разве Света теперь ходит на руках?
18. Света пожалела мальчика? А вы?
19. Света подарила змея неожиданно для себя?
20. Света совершила необдуманный поступок?
21. Хороший или плохой поступок совершила Света? Разве необдуманный поступок может быть хорошим?
22. Что чувствовал малыш, мама которого заболела?
23. Можно ли сказать, что Света представила себя на месте мальчика, почувствовала то же самое, что и он?
24. Почему Света пришла на помощь мальчику?
25. Как Света отозвалась на беду мальчика, на чужую беду?
26. Свету можно назвать отзывчивой, а доброй?
27. Что такое отзывчивость?
28. Каких людей называют равнодушными?
29. Кого вы пожалели, кому помогли в последнее время?
30. Хорошие, добрые люди отзываются на чужую беду, плохие, злые люди равнодушны. Согласны?
31. Если бы у Светы не было змея, она могла бы как-то помочь мальчику?
32. Света совершила хороший поступок, когда отдала змея или когда пожалела, посочувствовала мальчику?
33. Когда вы видите человека, попавшего в беду, бездомную кошку, больную собачку, вам их жалко?
34. Кто больше всего на свете жалеет вас, кто первым приходит на помощь?
35. Вы чувствуете, когда у ваших родителей неприятности, когда у них плохое настроение? Что вы делаете в таких случаях?
36. Чем похожи все добрые люди?
37. Может ли добрый человек думать только о себе, не замечать окружающих, не стремиться помочь, принести пользу людям?
38. Надо делиться с человеком, попавшим в беду, даже тем, что вам самим нужно. Согласны?
39. Помогать людям очень приятно. Согласны?
40. Когда вам плохо, вы ждете помощи от людей? Вам помогают только друзья и родителей?
41. Вы жалеете всех людей или только близких: родителей, друзей, знакомых?
42. Что значит «безразличный человек»?
43. Вам бывает жалко себя?
44. Легко ли быть добрым человеком?
45. На что отзывается отзывчивый человек?
46. Можно ли назвать человека, спокойно проходящего мимо беды, страданий другого, равнодушным? Почему?
47. Вы радуетесь, когда ваши друзья радуются, огорчаетесь, когда они печальны?
48. Каких сказочных героев вы жалеете? Кому бы пришли на помощь?
49. Будет ли спокойно, хорошо на душе у мамы, если ее малыш болеет? Почему?
50. «Пожалей меня», – говорил сын маме. Почему ему так нужна жалость?
51. Когда вы играете, вам больше нравятся роли добрых, отзывчивых или жестоких, равнодушных людей?
52. Когда вам читают сказки, рассказы, вы представляете себя на месте их героев, сочувствуете им?
53. Вам случалось плакать от жалости к героям сказок, мультфильмов, кинофильмов?
54. Что говорят ваши родители, когда вы жалеете кого-то, помогаете людям, делитесь своими игрушками?
55. Надо ли помогать другим, если этого никто не заметит и не похвалит вас?
56. Надо ли жалеть человека, если он раньше не пожалел вас?
57. Нужно ли жалеть человека, который сильнее вас?
58. Взрослые люди нуждаются в вашей жалости и помощи?
59. Где живет жалость, откуда она берется?
60. Чему вас научили наши беседы? Вам понравилось заниматься? Вы хотите продолжить знакомство со Светой и Милой в школе?

Упражнение «Отзывчивые люди»

Спросите у детей, Можно ли назвать отзывчивыми людьми:

- мальчика, который очень устал, но помог младшей сестренке навести порядок в ее комнате;
- девочку, поделившуюся своим бутербродом с бездомной собачкой;
- мужчину, уступившего место в автобусе старику;
- ребят из детского сада, смастеривших скворечник, сделавших кормушку для птиц, подкармливающих синичек салом;
- человека, помогающего другим только за деньги?

Почему вы так думаете?

Упражнение «Их ведь никто не похвалил»

Обсудите с детьми рассказ.

Учительница предложила первоклассникам сделать что-то приятное для ветеранов войны. Ребята с радостью согласились. Долго после уроков клеили, разрисовывали поздравительные открытки, собирали букеты из полевых цветов. Уставали сильно, но никто не жаловался.
Накануне Дня Победы незаметно положили открытки в почтовые ящики, а цветы отнесли к памятнику погибшим воинам. Увидев открытки, многие ветераны не смогли сдержать слез. Полевые цветы у вечного огня еще долго напоминали людям о подвиге героев и о том, что их подвиг не забыт. Никто так и не догадался, что это сделали первоклассники.

Считаете ли вы героев рассказа добрыми, отзывчивыми людьми? Почему? Их ведь никто не похвалил.

Упражнение «На приеме у зубного врача»

У Саши болело три зуба, у Маши – один. Девочке страшно было идти ко врачу. Саша ее утешал, старался отвлечь, рассмешить. Доктор вылечил зубы почти без боли. Маша сказала Саше: «Ты настоящий мужчина, спасибо за твое доброе сердце».

Почему Саша думал о Маше, ведь у нее только один зуб болел, а у Саши целых три?

Упражнение «Медаль»

Расскажите детям такую историю.

Один мальчик, почти ваш ровесник, бросился в ледяную воду и спас человека. Другой проявил мужество на пожаре – вывел из огня своих ровесников. Первому мальчику торжественно вручили самую настоящую «взрослую» медаль «За спасение утопающих», второму – медаль «За отвагу на пожаре».

А если бы ребятам не дали медалей, они бы помогли людям? Почему?

Упражнение «Нечестная игра?»

Обсудите с детьми ситуацию, описанную в рассказе. Ответьте на вопросы.

Играли ребята в «догонялки». Витя водил. Устал Витя, еле-еле ноги передвигал, никого не мог догнать. Игорь заметил это, пожалел Витю, сделал вид, что поскользнулся, позволил Вите себя зачокать. Стал водящим.

Игорь поступил нечестно? Каким человеком был Игорек?

Упражнение «Поучись у животных»

Говорят, что:

- если охотник ранил лебедя, другой лебедь никогда не бросит раненого; 
- собака предана своему хозяину, чувствует его настроение, тоскует в разлуке, поможет в беде ценою собственной жизни;
- птичка, слабая, крошечная, смело бросается на кошку, защищая свое гнездышко, спасая птенцов;
- волчица скорее сама умрет от голода, чем позволит волчатам оказаться голодными.

Чему люди могут поучиться у животных?

Упражнение «Все добрые люди похожи…»

Закончите предложение одним из вариантов.

Все добрые люди похожи:
- цветом волос;
- возрастом;
- готовностью прийти на помощь;
- тем, что они знакомы с вами;
- тем, что они равнодушны, думают только о себе;
- тем, что они жалеют других людей;
- тем, что думают о других больше чем о себе;
- тем, что не могут быть счастливы в одиночку.

Упражнение «Наши солдаты»

Во время Великой Отечественной войны, когда наши солдаты вошли в столицу фашистской Германии – Берлин, они вытаскивали из-под развалин, согревали, утешали немецких детей. Делились с ними своими пайками, подкармливали из походных кухонь. Есть даже такой памятник: стоит советский солдат – в одной руке у него меч, другой рукой он прижимает к себе спасенную немецкую девочку.

Почему наши солдаты поступали так?