doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к двадцать седьмой истории (Обида и Вина)
Методические указания к двадцать седьмой истории (Обида и Вина)

Название темы
Обида. Справедливая обида. Причины обид. Плохие поступки обижают людей. Вина. 

Представления детей
Общение детей с окружающими меньше всего напоминает течение равнинной, широкой реки, мерно и спокойно несущей свои воды в море-океан. Скорее общение детей с окружающими – бурный поток, сорвавшийся с гор. Головокружительные водопады. Водовороты. Изменчивое русло. Попятное движение. Ярость волн у неожиданных преград. Зажатая скалами горловина в мириадах брызг. Не ошибается тот, кто ничего не делает, не обижается тот, кто живет отшельником, избегая любых контактов с внешним миром. Понятно, что последнее – чистейшей воды утопия. Как писал классик, «жить в обществе и быть свободным от общества невозможно».
Довольно рано, приблизительно в 3 – 3,5 года слово «обида», выражения «меня обидели», «я обиделся», «я никого не обижал», «не обижайся» и т.д. входят в речевой обиход, активный словарь среднестатистического ребенка. Но понимание значения слова «обида», несомненно, относится к более позднему времени. Пока же малыши наполняют слово «обида» смыслами, весьма отличающимися от общепринятых.
Известный отечественный ученый, соратник Л.С. Выготского, один из творцов культурно-исторической концепции становления высших психических функций, А.Р. Лурия в своем блистательном исследовании – в книге «Язык и сознание» описал генез смысловой стороны простого, знакомого всем слова «конфета». Проведя соответствующее изучение становления содержания слова «обида», мы обнаружили много совпадений и параллелей. На самом раннем этапе оба существительных, как это ни покажется странным, вовсе не имеют значений. В том смысле, что не обозначают, не указывают на нечто объективное, вне ребенка пребывающее, не выступают условным заместителем, знаком чего-либо объективно существующего. «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет» – так думают взрослые. У малышей иное мнение на этот счет. Услышав «конфета», ребенок раннего возраста вспоминает о радости, удовольствии, наслаждении, уже пережитых им при использовании конфеты по ее прямому назначению. «Конфета» для ребенка, не предмет, а субъективное состояние, чувства, аффекты, проистекающие из факта употребления конфеты.
Конечно, слово «обида» вызывает прямо противоположенные эмоции, а именно негативные эмоции. Негативное субъективное состояние становится отправным пунктом, неизменным сопутствующим фоном генеза интересующего нас понятия. Иллюстрация: ребенок ужасно расстроен наказанием, у малыша отняли любимую игрушку, ему плохо. Одумавшись, пожалев дитя, взрослые пошли на попятную, начали искать пути к примирению: «Ну что ты так обиделся?». Щелчок. Будто патрон досылается в патронник. Слово «обида» соединилось, срослось в сознании дитяти с общим валовым, недифференцированным чувством «мне плохо».
В 3 – 4 года возникает наглядно-образное мышление. К 5 годам оно приобретает ведущую, доминирующую роль в сознании детей. Мы не раз отмечали: основной материал наглядно-образного мышления есть представления, образы разной степени сложности. Как известно, представления фиксируют пусть внешние, наглядные, но уже не субъективные, а объективные стороны и отношения действительности.
Звучит «конфета» или «обида» – и перед мысленным взором 4 – 5-летнего ребенка в первом случае всплывают единичные представления о различных по форме, цвету, упаковке, встречавшихся, съеденных или виденных когда-либо конфетах, а во втором – память услужливо воскрешает конкретные образы конкретных обид, свидетелем которых довелось оказаться. Обида – это «когда я заплакал, потому что папа не взял меня на машине покататься», «Саша взял мой мяч без спроса, а я на него замахнулся», «Даша и Витя не берут меня в «дочки-матери» играть, а я к Люде ушла и с ней стала играть». Из приведенных типичных примеров явствует, что слово «обида» обозначает целую цепочку, череду событий, – это и причина и следствие какой-либо конкретной ситуации, носящей, как правило, ярко выраженный внешний, «видимый», наглядный характер.
На исходе старшего дошкольного возраста некоторые дети (5 – 10%) совершают рывок от единичных, конкретных к генетически вторичным, более сложным, то есть обобщенным, спонтанным понятиям, относящимся к слову «обида». Для пояснения используем метафору. Вы всматриваетесь в яркую, красивую ткань, богатую цветовую палитру – нагромождение геометрических фигур, черточек, точек, растительных элементов. И вдруг свершается чудо, глаз улавливает проступающий сквозь хаос порядок, систему, закономерность. И перед вами уже не случайный конгломерат декоративных деталей, а орнамент, узор. Сравнивая отдельные, частные ситуации, обозначаемые как «обида», производя категоризацию собственного опыта, абстрагируясь от пустых мелочей, сознание наиболее развитых старших дошкольников поднимается до создания общих представлений, предпонятий, связанных со словом «обида». Однажды наш 6-летний ученик сам, без всякой помощи со стороны, дал следующее исчерпывающее определение: «Обида – когда расстраиваешься, плачешь или злишься, дерешься, когда настроение портится, когда плохо себя чувствуешь, если кто-то плохо поступил, сделал тебе что-то плохое».
Среди причин детских обид пальму первенства прочно удерживают непонимание, неуважение к ребенку, нежелание считаться с ним, конфликты между интересами ребенка и других людей, между эгоцентричным «хочу», «добьюсь своего во что бы то ни стало» и общественным «надо», необходимостью следовать социальным правилам и нормам. Больше всего дети обижаются на ругань в свой адрес, особенно тяжело переживают факты физического наказания. Показательный штрих, подтверждающий незыблимость законов диалектики: сильнее всего на свете детишки любят своих близких и чаще всего в качестве обидчиков фигурируют папы и мамы, бабушки, дедушки, друзья. Есть и исключения. Некоторые ребята категоричны: «Родители меня никогда не обижают».
К счастью, большинство детей старшего дошкольного возраста далеко не всегда отождествляют поступки, вызвавшие чувство обиды, и конкретных людей, причинивших ту или иную обиду. «Моя мама очень хорошая, но когда она громко кричит на меня, я всегда обижаюсь» – подобные суждения широко распространены среди старших дошкольников.
Для детей 5 – 6-летнего возраста не составляет особого труда дать описание внешнего вида обиженного человека: «грустный», «плачет», «злой», «дерется».
«Нельзя никого обижать», «если обидишь кого-то – попроси прощения», «если будешь обижать, то с тобой перестанут дружить», «когда тебя обижают – уйди от этого человека». Эти типичные выдержки из монологов старших дошкольников отражают прописные истины, аксиомы, усвоенные детьми со слов взрослых, а также из анализа собственного опыта.
По мнению многих авторитетных психологов, с 5 – 6 лет самыми значимыми партнерами по общению для ребенка становятся сверстники. Возникают устойчивые детские сообщества. Устойчивые относительно. Ибо внутри них, естественно, существует масса противоречий, тлеют и разгораются конфликты. Внешние проявления этого процесса заключаются во взаимных обидах, появлении обидчиков и обиженных, которые, впрочем, часто меняются местами.
Приспосабливаясь, приноравливаясь, притираясь друг к другу, переходя из «стана» в «стан», порывая с недавними закадычными друзьями, в качестве мотива своего поведения дети называют следующее: «они меня обижают».
Обида для старших дошкольников уже не просто чувство, это еще и эффективное средство манипуляции, управления чужим поведением. Даже взрослые люди, родители, бабушки, дедушки, сплошь и рядом «попадаются на эту удочку». «Я на тебя обижусь, если…». Далее следует желаемое для потенциально обиженного. Обижусь – значит «перестану дружить», «не буду разговаривать», «слушаться», «играть», «все про тебя расскажу». Слово «обижусь», в понимании детей (хотя они и не делают таких обобщенных, далеко идущих выводов), – откажусь от общения и даже постараюсь нанести вред.
В старшем дошкольном возрасте формируется обусловленное отношение к другим людям и самому себе. Обиды начинают подразделяться, дифференцироваться детьми как «правильные» и «неправильные», «заслуженные» и «незаслуженные», «нечаянные» и «нарочные» (преднамеренные). Чрезвычайно редко, в виде исключения, дети говорят о «справедливых» и «несправедливых» обидах. Так или иначе дети начинают выделять явления, на которые не только можно, «правильно», но и нужно обижаться (например, «дерется», «обзывается», «жадничает», «тайну выдал»).
В некоторых семьях родители учат детей поступать по закону Талиона («око за око», «зуб за зуб»). Дети из таких семей настроены весьма решительно («Надо всегда давать сдачи». «Если тебя обидели, ты должен отомстить»). Однако подавляющее большинство старших дошкольников активным действиям предпочитают сведение контактов с обидчиком до минимума, их ответные действия сводятся к рекомендации «держаться подальше».
Интересная метаморфоза. В 4 – 5 лет почти любое наказание, любая критика безоговорочно обижали малышей. Спустя год ситуация разительно меняется. «Когда меня ругают не за дело, я обижаюсь, а за дело – нет». Некоторые 6-летки (30 – 40%) поднимаются до такого рода диалектичных суждений. Это еще один лик обусловленного отношения ребенка к себе самому. Возможно, здесь мы сталкиваемся с загадочными представлениями о справедливости (хотя само слово «справедливость» известно только 5 – 7% современных старших дошкольников). «Справедливый – хороший, все поровну делит», «никого не обижает».
Дети, как и взрослые, не спешат признаваться в нанесении обиды кому-либо, как и взрослые, способны испытывать чувство дискомфорта, вины по отношению к обиженному. Более содержательно о переживании вины, о сознании этого чувства старшими дошкольниками, рассказано в методических указаний к четырнадцатой истории. 

Цель и основные направления дискуссии
Главная цель диалога – помочь детям задуматься о хрупкости человеческих отношений, о великом значении человеческого расположения, участия. Порой так легко обидеть человека, причинить ему зло, страдания. Вот почему в общении с другими надо взвешивать каждый шаг, думать, как слово и действие твое отзовутся, думать о последствиях своих поступков. Незаслуженно обидеть другого – значит совершить плохой поступок. Если не хочешь, чтобы тебя обижали, не обижай никого сам.
Обида обиде рознь. Обиды бывают разные. «Правильные» и «неправильные», «справедливые» и «несправедливые», «за дело» и «просто так», иногда человек имеет полное право, не только может, но и должен обидеться. И это будет правильно, справедливо.
Если по отношению к тебе раз за разом совершают плохие поступки, если над тобой издеваются, тебя унижают, не сноси подобное безропотно, умей постоять за себя.
Тот, кто обижает другого, обречен на переживание вины, ему рано или поздно станет стыдно, плохо. Обида разрушает дружбу. Нельзя обижаться на целый свет. Необходимо научиться прощать.
Ты не можешь быть первым во всем. Если кому-то лучше тебя, это не повод, чтобы на него обижаться.
Если тебе правильно указывают на твои недостатки, не обижайся, постарайся исправиться.
Конечно, не все из приведенных суждений и умозаключений обязательно прозвучат в ходе беседы. Мы специально обозначили слишком обширный, но все-таки далеко не исчерпывающий перечень выводов, итогов дискуссии. Быть может, вам удастся найти новые ракурсы рассмотрения проблемы. Практика показывает, что, несмотря на простоту и незамысловатость, текст многозначен, вызывает оживленные дебаты. Видимо, тема, затронутая в нем, действительно актуальна для старших дошкольников.
Итак, предлагаем действовать согласно классической, хрестоматийной схеме.
Постулат первый. Тема должна возникнуть как бы спонтанно, как бы без вашей помощи. Ни в коем случае не произносите слово «обида» сами, пусть оно прозвучит из уст детей.
Постулат второй. Необходимо использовать весь потенциал, что называется, «выжать все соки» из ситуации, описанной в истории.
Третий принцип. Непрестанно совершайте переходы от текста к опыту детей и от частного к общему, не забывайте и об обратном движении.
Реализовывать наши благие пожелания предлагаем следующим образом. На начальном этапе постарайтесь докопаться до причин столь странного поведения Милы. Действительно, с чего это вдруг Мила «онемела», пятый день «молча сидит», «пятый день в одну точку глядит». Наверняка дети догадаются, что болезнь здесь ни при чем. Это чувствует и главная героиня, Света. Иначе зачем лить слезы, вымаливать прощение. Да и микстуры, таблетки оказались бессильны. Значит, виной всему все-таки не болезнь. Тогда что же? На всякий случай притворитесь несведущими, даже поддержите версию о внезапном заболевании. Тут-то, вступая с вами в спор, дети и должны произнести искомое, ключевое слово «обида». Тема будет найдена, обозначена, зафиксирована. Если этого почему-то не происходит, вернитесь чуть-чуть назад, вспомните две предыдущие истории. Итак, все ясно. Мила обиделась. Но почему? В чем дело? Ах Света предала Милу? И как результат – обида. Теперь самое время поинтересоваться, правильно ли Мила обиделась»? Как бы ребята поступили на ее месте? Скорее всего на первый вопрос прозвучит утвердительный ответ. Многие дети изберут ту же модель поведения, что и Мила.
Далее смело апеллируйте к опыту ваших собеседников. «Ребята, вы когда-нибудь обижались?» «А на что?». «Что вы чувствовали?» Сгруппируйте соответствующие ответы. Заполните для себя и ребят табличку. В одну из колонок занесите причины обид, в другую – что чувствовали обиженные, в третью – как проявляли свою обиду. Обобщите данные каждой из колонок при помощи немудрящих вопросов: «Как можно узнать, что человек обиделся?» «Как проявляются обиды?» «Какие поступки обижают людей?» «Что чувствует обиженный человек?».
Выводы очевидны, основной из них – плохие поступки обижают людей, причиняют боль и страдания, разрушают дружбу. В общем, надо тщательно взвешивать свои слова и дела, думать о последствиях своих поступков, стараться не обижать окружающих.
На следующем этапе отнюдь не вредно заняться критикой и самокритикой. Вновь обратимся к тексту. Что чувствовала Света, вольно или невольно выступившая в качестве обидчика? Что заставляло ее плакать, переживать, просить прощения, описывать свое состояние весьма сильно – «ужас!»? На одном из занятий проведенных нами неожиданно вновь возникла тема совести. А доводилось ли ребятам обижать кого-либо – родителей, друзей, воспитателей? Если желающих саморазоблачиться не окажется, придется вам привести пару примеров из собственной жизни. В любом случае не скупитесь на детали. «Губки обиженного мною мальчика задрожали. Большие голубые глаза наполнились слезами. Мне стало стыдно, жалко малыша. Я готова была провалиться сквозь землю. Если бы вернуть все обратно! Я никогда бы так не поступила». Это строки из прочувственного монолога, одного из воспитателей, цитата на заданную тему. Вот ведь парадокс! Если разобраться, плохо не только обиженному, но и обидчику. Неспокойно, вина сердце гложет, раскаяние мучает. К великому сожалению, исправить ошибку можно не всегда. Тут тоже хорошо бы обратиться к конкретному примеру и еще раз вывод продублировать: «Семь раз отмерь – один отрежь», думай, как не обидеть другого.
Кстати, вам будет весьма трудно не «перейти на личности». Среди ваших подопечных найдутся и строгие обвинители, прокуроры, и, надеемся, адвокаты. Ребята припомнят друг другу старые и свежие обиды. Плесните в огонь холодной водицы. Порассуждайте в соответствии с известной поговоркой «Кто старое помянет, тому глаз вон». Пусть дети представят, что они разучились прощать. Детский сад, где все обижены друг на друга, семья, где, провинившись, нельзя приласкаться к маме или папе. Правда неприглядные, черные картины получились?
А как вам вот такая резкая, на 180°, смена позиции? Представьте, что все люди разом разучились обижаться. При внимательном анализе – тоже ничего хорошего. Выходит, что тот, кто всегда обижен, «надувается» по любому поводу, и тот, кто готов безропотно сносить оскорбления, терпеть ущемление своих прав, вряд ли сыщут уважение, любовь окружающих. Проиллюстрируйте данный вывод рядом конкретных примеров.
Теперь займитесь дифференциацией обид. Обида – обиде рознь. На что нужно обижаться. На что обижаться не следует. Окажется, что есть обиды «правильные», «за дело» (при необходимости подскажите слово «справедливые»), есть «без причины», есть «случайные», есть «глупые», «нарочные», «несправедливые». Составленная вашими учениками типология обид может быть гораздо сложнее. Главное, не делать голословных суждений, подкреплять выводы хотя бы двумя-тремя примерами. Пусть дети не только размышляют о видах обид, но и сами разберутся, какая именно обида имеет место в том или ином случае.
Закончить диалог можно обсуждением абстрактной темы. Всегда ли обижаться плохо. Имеет ли человек право на обиду. Надеемся, что любое мнение по данному вопросу будет обстоятельно аргументировано.
И последнее, постарайтесь поменьше обращаться к теме прощения, искупления вины, поскольку именно эти вопросы выступят предметом следующей дискуссии. 

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Какой болезнью заболела Мила?
2. Как вы думаете, Мила действительно заболела?
3. Почему Мила перестала разговаривать со Светой?
4. Молчание Милы как-то связано с поведением Светы?
5. За что Света просила у Милы прощения?
6. Мила разлюбила Свету?
7. Могли ли Миле помочь таблетки, микстура?
8. Что случилось с Милой?
9. Света поняла, что поступила неправильно?
10. Света чувствовала вину, хотела исправиться?
11. Почему Мила не прощала Свету, ведь Света просила прощения?
12. Как бы вы вели себя на месте Милы? А Светы?
13. Света сильно обидела Милу?
14. Вам доводилось обижаться на кого-нибудь?
15. Вы обижались просто так или из-за чего-то, по какой-то причине?
16. На кого вы обижались?
17. Какие поступки вызывают обиду?
18. Случалось ли вам самим обижать кого-нибудь? Вы жалеете об этом?
19. Что чувствует человек, если его обидели? А если он сам кого-то обидел?
20. Какие поступки достойны похвалы? Какие поступки вы осуждаете?
21. Что общего у всех плохих поступков?
22. Плохие поступки обижают людей. Согласны?
23. Обижаться всегда плохо?
24. На какие поступки следует обижаться?
25. Как понять выражение «справедливая обида»?
26. Если хороший человек совершит плохой поступок, какое чувство он испытывает?
27. Вы когда-нибудь чувствовали себя виноватыми? Приятное ли это чувство?
28. Кого называют «обиженным», кого «обидчиком»?
29. Обиженный человек обязательно должен плакать, злиться, драться?
30. Вы обижаетесь, если у вас что-то не получается?
31. Можно ли обижаться на самого себя?
32. Если кто-то делает что-то лучше вас, на него надо обижаться?
33. Когда человека обижают, у него плохо на душе?
34. Вы обижаетесь, если взрослые не понимают вас?
35. Если человек не соблюдает правила поведения и его наказывают, он должен обижаться?
36. Если вас обидели, вы обязательно должны отомстить?
37. Как вы понимаете выражение «на обиженных воду возят»?
38. Если обидчик чувствует свою вину, раскаивается, обещает больше так не делать. Его можно простить?
39. Про какого человека говорят «безобидный»?

Упражнение «Обиды бывают разными»

Обсудите с детьми поведение Миши и Коли.

Миша обижался на зиму, что очень холодно, на лето, что слишком жарко, на родителей, которые не покупали все, что ему захочется, на бабушку за то, что будила рано, на друзей, обыгрывавших его в шашки и теннис.
Коля обижался на нечестных людей, на грубость и жадность, на обманщиков и драчунов.

Ответьте на вопросы:
- Кто из ребят прав?
- Чьи обиды можно назвать справедливыми?
- У кого будет больше друзей?
- С кем из мальчиков хотели бы подружиться вы?

Упражнение «Надо ли обижаться, если…»

Дети отвечают на вопрос, надо ли обижаться, если:

- второй день идет дождь;
- друг раскрыл вашу тайну;
- ты вел себя плохо, и ребята сообщили об этом взрослым;
- у родителей было мало денег, и они не купили понравившуюся тебе вещь;
- никак не получается аккуратно писать буквы;
- тебя ругают за дело;
- никто не поздравил тебя с днем рождения;
- сильный обижает слабого;
- кто-то обзывается и дерется;
- ты виноват, и с тобой перестали дружить?

Упражнение «Причины обид»

Проведите конкурс: кто назовет наибольшее количество причин, вызывающих чувство обиды.
Каждое мнение должно быть аргументировано.

В конце сделайте вывод: «Плохие поступки обижают людей».
Естественно, к этой мысли ваши маленькие собеседники должны прийти самостоятельно.

Упражнение «А плохое ли чувство – вина?»

Прочитайте с детьми рассказ, ответьте на вопросы.

Один мальчик, если совершал плохой поступок, не находил себе места, волновался, переживал, испытывал вину перед тем, кого обидел, извинялся, старался исправиться. Другой мальчик, если делал что-то плохое, тут же забывал про это.

- Какой из мальчиков вам больше нравится? Почему?
- Может быть, чувство вины заставляет нас становиться лучше?
- Чувство вины и совесть – одно и то же?