doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к двадцать второй истории (Любовь к людям)
Методические указания к двадцать второй истории (Любовь к людям)

Название темы
Любовь к людям. Любовь эгоистичная и альтруистическая. Человеческие качества, достойные любви. 

Представления детей
В методических указаниях к седьмой истории мы уже рассказали о приобретении ребенком самого великого на земле дара, о рождении самого светлого чувства – о восхождении человека к любви, о снисхождении любви к человеку. Коротко повторим основные вехи, заново расставим колышки-вешки, отмечающие путь-дорогу любви.
В возрасте 3 недель от роду кроха уже избирательно реагирует на людей, замирает, сосредоточивается, находясь у груди своей матери. Второй месяц жизни ознаменовывается возникновением «комплекса оживления», проявляющегося в вокализациях (гуление, гуканье), улыбке, увеличении двигательной активности (перебирает ножками, ручками, тянется) малыша при приближении ближайших родственников. Вы вправе спросить, при чем здесь любовь? Попробуем объяснить. Эмоциональное общение со взрослыми давно признано отечественной психологией ведущей деятельностью младенческого возраста (от рождения до года). Мама и папа, бабушки и дедушки для своего дитяти не просто «биологически наиболее значимые объекты, обеспечивающие удовлетворение самых насущных, витальных нужд индивида» (Анохин). Родители, родственники – источник новой информации о мире, источник ласки, заботы, тепла, уюта, положительных и отрицательных эмоций, любви. Источник живой, бьющий ключом, меняющийся, пульсирующий, каждый раз новый, необычный и оттого самый интересный, притягательный для малыша.
Человеческий детеныш слаб, он весь – потенциал, сжатая пружина. Физиология вторична. Сливаясь с младенцем в единую, нерасторжимую общность («Пра-мы», как ее называл Л.С. Выготский), становясь «продолжением» его ручек и ножек, глаз и слуха, напевая колыбельную или купая в ванночке, даря крохе внимание и участие, ловя любое мимолетное желание, восхищаясь каждым скромным успехом, наделяя индивида, биологический организм, чертами, качествами личности, общаясь с несмышленышем, как с человеком, мы и делаем его таковым – человеком, создаем зону ближайшего развития ребенка. А в награду за труды свои, за бессонные ночи, за тревоги да переживания получаем нежную, глубинную, неосознанную, но крепкую-крепкую привязанность ребенка, его «незрячую», безотчетную любовь.
Быстро воды вешние бегут, быстро годы детские идут. Своим чередом наступает старший дошкольный возраст – прекрасное мгновение первичного, зыбкого осознания чувств. Как снежный ком нарастает избирательность отношений с людьми, дифференцируется, усложняется репертуар общения. Судьбоносное время на дворе малыша. Авторитетные отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обухова, В.С. Абраменкова усматривают своеобразие старшего дошкольного возраста в том, что:
а)
формируется устойчивая привязанность ребенка к определенным людям – родителям, близким родственникам, соседям, друзьям-сверстникам, воспитателям. Что это, если не любовь, дружба. Особые, эксклюзивные, экстраординарные отношения. Муторно, скучно, тошно ребенку без близких людей. Защищает он их, оправдывает, готов простить многое. Чувствует, понимает, надеется на взаимность. Естественно ведет себя – и в хорошем, и в плохом открыто, по-настоящему, не на публику, а как есть, каким Бог создал. Степень откровенности, велика. Кто, как не мать-отец, бабушки-дедушки, ребенка своего лучше всех знает? На кого, как не на родителей, близких, ребенок больше всех уповает? Попробуйте отзовитесь плохо о родителях, друзьях – сразу замкнется, обидится. Рискнем утверждать: старший дошкольник уже осознает особый статус отношений своих с любимыми, которые примут его как есть, пожалеют, приласкают, поймут. Иной раз незнакомый человек в шутку посулит, поманит: «брось ты папку с мамкой, пойдем ко мне, игрушку дам», – редко какой старший дошкольник на обмен такой согласится;
б) отношения с посторонними людьми теряют непосредственность, опосредствуются. Между импульсивной тягой, желанием поболтать-познакомиться с человеком вклинивается «интеллектуальный момент». А кто он, а как отнесется, а как разговор завязать следует? Друзей не всегда случайно 6-летка выбирает. Иногда сначала образ в голове составит, приемлемого друга в сознании, в представлениях нарисует, а уж потом в действительности ищет. Даже своих собственных родителей с другими взрослыми сопоставляет, их поведение с эталонами, правилами, от социума усвоенными, сравнивает. Качества какие-то человеческие для ребенка предпочтительными оказываются: «я веселых людей люблю», «а я сильных, да кто историй интересных много знает»;
в) обусловленность отношений с людьми закладывается. Я люблю не просто так, а за что-то, и меня не любого по головке погладят, а такого-то. И мою любовь, и мне любовь другого человека еще заслужить надо. И он, и я определенным стандартам соответствовать должны, определенным ожиданиям отвечать. Капризы мои, закидоны и фокусы не повод для любви, не всех впечатляют. Родители тоже вот как белины объелись, раньше я, ничего не делая, хорош был, а теперь: «Учись буквы писать, веди себя хорошо, а не хочешь, уходи, не любим мы ленивого и непослушного»;
г) самым сильным мотивом общения становится стремление мир отношений человеческих, роль социальную, мотивы поступков и действий взрослых понять. М.И. Лисина эту форму общения «внеситуативно-личностной» назвала.
Буквально «сосредоточен старший дошкольник на своем социальном окружении, кропотливо его исследует». Человек ребенку интересен во всех его проявлениях, вне зависимости от конкретной ситуации общения. Характер, способности, привязанности, личностные особенности, качества людей – об этом ребенок расспрашивает, часами готов говорить. К пониманию со стороны взрослого, сотрудничеству, партнерству равноправному, к общему делу со старшими устремлен малыш. Кто действительно участие в его настоящих проблемах, в его жизни принимает, кто к нему по-взрослому, без скидок на возраст относится, кто честно про себя рассказывает да увлеченно слушать умеет, кто требователен, а на доброе слово не скуп, кто за дело похвалит, хорошее подметит, плохое по справедливости осудит – тот и мил – ценен в глазах дитяти. Тому и любовь.
Общее зафиксировав, описав, в конкретику погрузимся. Итак, кого современный ребенок 5 – 6 лет любит? Ничего необычного не ждите. Провели мы блицопрос в наиболее подходящей для детей форме – играя. Игра нехитрая, незамысловатая: «Скажи мне, кого ты любишь?» Играющие мячик друг другу бросали и объекты своей любви называли, мы ответы записывали. Сразу предупредим: выборка участников исследования на особую репрезентативность не претендует (хоть и опросили мы не менее 100 человек), а на достоверность результатов – вполне.
Вот какой «пьедестал любви» получился. Первое место с огромным преимуществом – за родителями, бабушками-дедушками. Второе – за братиками-сестричками. Третье – за домашними животными, собачками-кошечками. Четвертое, пятое (по порядку) – за друзьями–сверстниками? за взрослыми – родственниками, знакомыми, соседями, воспитателями. Шестое – за собой, «себя люблю». В виде исключения артистов, циркачей, спортсменов, учителей, врачей, водителей, даже гаишников называли.
Далее мы формулировку вопроса изменили: «Что ты любишь?» – спрашивали. Здесь столь явного фаворита не выявилось, разброс, диапазон ответов возрос. Естественно, больше всего старших дошкольников игры и игрушки привлекают, потом занятия всякие (гулять, музыку слушать, танцевать, купаться, рисовать, лепить, рыбачить), по популярности всем занятиям скопом одно не уступает – телевизор смотреть; природа, погодные явления также детей равнодушными не оставляют; дальше кулинария во всей красе: мороженое, торты, пельмени. Остальное – опять необщее, эпизодическое, эксклюзивное: «когда у родителей отпуск», «прощения просить», «когда меня хвалят», «когда родители не ругаются», «когда воскресенье, в садик не идти», «ничего не люблю, все надоело, отстаньте» и т.д. Вот такая детская «табель о рангах» любви получается.
Разобравшись с детскими пристрастиями, стали мы их причин, мотивов доискиваться. Не скроем, была у нас «домашняя заготовка», не вслепую, не наобум действовали, некую теоретическую базу подвели, схему для себя предварительно составили. Предположили, что наглядно-образное мышление старших дошкольников, помноженное на их же эгоцентризм, приоритетными сделают видимые, мотивы любви, ориентированные на собственное удовольствие. Так оно и вышло, гипотеза наша подтверждение нашла. На уровне сознания старший дошкольник поверхностным, эгоистичным, прагматичным, меркантильным оказался.
У 75 – 80% детей потребительское отношение к объектам любви преобладает. Родителей люблю, потому что «велосипед обещали», «подарки на день рождения и под Новый год дарят», «вкусно готовят», «деньги мне зарабатывают», «гулять отпускают», «все мне покупают», «одежду стирают и гладят», «обнимают и целуют», «от плохих мальчишек защищают», «когда заболею, к врачу водят», «в кино билеты покупают». В общем, любовь, опять же повторим, на уровне сознания пребывающая, низводится большинством детей до конкретных, видимых актов, приносящих вполне ощутимые «дивиденды», удовольствия.
Но не будем забывать: сознательным, рациональным жизнь людская не исчерпывается, не ограничивается. Есть и другой план, другое измерение – бессознательное, аффективное, интуитивное. Некоторые феномены психологические, мысли наши смутные, знания неотчетливые и вовсе ни к сознательному, ни к бессознательному однозначно отнести не представляется возможным. Пограничные они, ни там, ни тут размещающиеся, кочующие, поверхностно вроде в сознании находящиеся, а основной частью в бессознательном укорененные.
– Маму любишь?
– Да, конечно люблю.
– Откуда знаешь, что любишь? Почему так уверенно говоришь?
– Мама сейчас на юге, когда вернется, морскую звезду привезет. Поэтому я маму люблю.
– А если ничего не привезет?
– Все равно любить буду, пусть поскорее приезжает, скучно без мамы, с ней – хорошо.
Люблю родителей, «потому что скучаю», «думаю о них», «переживаю, если на работе задерживаются» – общие места из рассуждений детей. Не менее 80% ребятишек в превосходной степени отзываются о своих близких, «самыми-самыми» их считают. Самыми добрыми, умными, самыми сильными, красивыми. И за это – любят. Хотя про подарки, другие «приятные мелочи», знаки внимания и говорят в первую очередь, но, – поверните немного вопрос, зайдите с другой стороны – оказывается, дети и личностные, внутренние, содержательные качества любящих их людей на заметку берут, примечают, за душу ценить человека начинают. «Люблю родителей просто так», «люблю – и все», «люблю больше всех на свете» – в этих репликах чувство, не изъясненное до поры, но уверенное, сокрыто.
Не верится, что любовь дошкольников целиком и полностью эгоистична; проблески альтруизма ценные как зарницы по небу пробегают. «Когда мама болеет, я ее жалею, лекарства готовлю, чай завариваю, посуду мою», «когда папа с работы уставший приходит, я его укладываю, массаж делаю, укрываю, ведь я его очень люблю», «когда любишь кого-то, надо о нем заботиться, помогать и всем делиться», «если родителей любишь, им надо помогать, ведь им трудно». Особенно ярко альтруистические наклонности по отношению к тем, кто слабее, кто от ребенка зависит, проявляются. «Младшую сестричку очень люблю, мне и хочется погулять, побегать, а я все о ней забочусь, ухаживаю», «у меня младший братик, еще молочко пьет только и спит, а я уже его люблю, смешу, когда он просыпается, все свои игрушки показываю», «так люблю щенка, и стригу, и мою, и гуляю, про все забываю», «я кошке любимой всегда свою котлету отдаю, не половинку, а всю, хотя сам голодный».
Из двух частей неравных любовь дошкольника слагается: меньшей, слабой еще – осознанной, рациональной и большей – прозорливой, истинной, эмоциональной. И мы, родители детей своих, сердцем прежде всего, а не разумом их любим. Любим сильнее всего на свете.

Цель и основные направления дискуссии
Пробовали мы было о любви с подростками говорить. Казалось, и тема актуальная, и возраст располагает. Ан нет. Редко что-либо путное получалось. Редко избежать удавалось «ужимок и прыжков», хихиканья непристойного, а то и грубости откровенной. Замкнуты, зашорены многие подростки современные, над откровенностью и посмеяться, обидеть человека могут. Парадокс, конечно, но объяснимый. С одной стороны, тема кричащая, вопиющая, наболевшая. Лава раскаленная, котел страстей. Как вглубь души взрослого допустить? Как цинизмом да пошлостью не прикрыться? С другой стороны, много шелухи, мути, непристойностей вокруг любви как слова, как понятия, как чувства понакручено, понаверчено. Вот и начинает муть-шелуха, мелкое-мелчное свои условия подростку диктовать, опосредствует восприятие, чистоту чувств опошляет.
Не поздно в подростковом возрасте о любви беседовать, но начинать надо раньше – в старшем дошкольном – младшем школьном. Когда ребенок непорочен, непосредственен, откровенен еще. Когда родилось в нем чувство любви прекрасное да выхода, осознания настойчиво требует. Когда достигнут уровень сознания, позволяющий ребенку при напряжении сил да при помощи небольшой взрослых то чувство в слова искренние облечь, самому понять, другому изъяснить. Вот и Лев Николаевич Толстой отдавал должное маленькому человеку, писал: «сознание любви, нравственных идеалов у ребенка тем больше, чем меньше его возраст», сказки свои простые, но многомудрые все про добро, красоту, любовь малышам предназначал.
Значит, о любви речь поведем. О любви – подумать только! – с 6-летками. Эк замахнулись! О любви! Ни больше ни меньше. Тема деликатная, выдержки, такта огромных требующая, чуть ли не запретная. Тема праздничная, роскошная. Положительный эмоциональный тон, радость беседе вашей сопутствовать обязаны. Торжественно, с колокольным звоном, с салютом, с улыбками на лицах, со светом в глазах вхождение в царство любви обставить должно.
От лирики высокопарной к научному языку прибегнув, такие цели мы во главу угла поставим:
1.
создание психолого-педагогических условий для рефлексии, осознания детьми своей любви к людям; 
2. продвижение от эгоцентричного, эгоистического, потребительского отношения к любимым к альтруистическому;
3.переход от спонтанных, житейских понятий, схватывающих, отражающих лишь внешние проявления любви, к культурным, на первый план душу человеческую, способность сострадать, сочувствовать, пользу всему сущему приносить ставящих. Как у Шиллера, Гете, Толстого, Достоевского, Шолохова…
Цели запредельные по смыслу, по сложности. Не вместить их в час-другой беседы.
Порой на постижение любви вся жизнь скоротечная человеческая кладется без остатка. Да и того мало оказывается. Но все-таки детей послушайте, что на наших занятиях так рассуждали: «Пусть нет тебе от человека пользы, ты вообще этого человека можешь и не знать, но если он хороший, добрый, полюбить его должен», «Ко всем людям надо с любовью относиться, если ты хочешь, чтоб тебя самого любили». «Любить – это не только подарки разные принимать, если любишь, сам помогать хочешь». «Как ты к людям подходишь, что ты о них думаешь, так и о тебе скажут». «Человека надо за душу любить, за хорошие дела». «Даже не очень хорошего человека любить надо, ведь он исправиться может». «Родителей всегда любить надо, их ни на что не променяешь, ни на какие подарки».
Перво-наперво постарайтесь, еще до знакомства с текстом истории, то, что ваши собеседники о любви знают, на свет Божий вытащить. Пусть дети проговорят, вербализируют, в высказывания превратят понятия свои спонтанные, житейские, мысли о любви собственные. От простого-очевидного к сложному крадитесь. Несколько вопросов беспроигрышных, отклик наверняка найдущих перед собеседниками, «из рукава» достаньте. Образы любимых людей пусть на детишек нахлынут, перед взором духовным предстанут. Материал живой для беседы, как дрова для костра собирайте. Можно и по нашей схеме действовать, игру простенькую затеять: «Скажи мне, кого ты любишь?» Вот и мамы-папы, бабушки-дедушки, братики-сестрички, кошечки-собачки, друзья-знакомые место подобающее заняли, на сцену под сафиты любви на «бис» вышли. Значит, пора детям, фигурально выражаясь, в критиков театральных превратиться да сказать, чем им актеры приглянулись, пора рефлексией, осознанием, обобщением чувств заняться. «Почему, за что вы родителей своих так любите?» – интересуйтесь. По порядку, персонально, никого не упустив, не обидев, всех детей по возможности в орбиту беседы вовлекайте.
Тут-то скорее всего внешнее, эгоистичное, эгоцентричное, потребительское отношение и вылезет, выплывет. Про подарки, дни рождения, материальные, осязаемые блага, конкретные акты заботы, про удовольствия, плюсы видимые, от любви производные, дети хором и запоют. Приведите те «песни» к общему основанию, ритму. Вывод от родителей, близких на других людей распространите (это сами ребята сделают). Итак, «мы любим других людей» – далее по тексту – «за то что они нам что-то дают. Дарят подарки, уют создают». Нет проблемы, ясно все как день.
Историю прочтите. Уверенность оппонентов ваших не поколебалась? Предложите по поводу двух последних вопросов высказаться. Если хоть кто-нибудь положительно ответит, причинами такого разумения не пренебрегайте, мотивов доискивайтесь. Дальше осаду по таким направлениям ведите:
– Если родители подарков не будут дарить, любовь ваша сохранится? Может не в подарках дело?
– А вас родители только за подарки любят, а когда плохо себя ведете, огорчаете, любят ли?
– О домашних животных, о младших братиках-сестричках не забывайте.
– Сколько забот-хлопот они вам причиняют! Почему же вы их любите?
– Мама, папа заболели. Что почувствуете? Неужели не поможете? Не позаботитесь?
– Хорошего человека встретите, вот хотя бы воспитателя соседней группы. Он для вас вроде ничего полезного не сделал, но другие ребятишки в нем души не чают. А вы сможете полюбить?
– Человек, что хлеб в другом городе печет или детишек лечит. Опять же, какое вам до него дело? Но все же – он любви достоин?
– Хотите вы любимыми быть людьми незнакомыми? Тогда как к ним в свою очередь относиться требуется?
Беседы предыдущие о красоте человеческой, о хороших людях вспомните.
– Надо ли хороших, душевно красивых людей любить?
Про любовь, жалость к тем, кто слабее, кому плохо: беспризорникам, инвалидам, старикам, больным тоже необходимо сказать.
– Если человек кому-то хоть пользу приносит, то он и для тебя небезразличен, небесполезен. Люби его!
– Трудно, невозможно на свете без любви прожить. А с ней и радостно, и спокойно.
– Что делать нужно, чтобы другие люди, знакомые ли, незнакомые, тебя любили и уважали?
Остальное ход беседы да вопросы-игры, упражнения подскажут. В конце о любви как светлом чувстве, одухотворяющем, зло побеждающем, задумайтесь. Почему когда человек любит, в его душе «свет зажигается»? Что это выражение означает?

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Кого вы любите?
2. Кто любит вас? Откуда вы знаете, что эти люди любят вас?
3. Ваши родители и близкие дарят вам подарки, ухаживают, помогают?
4. Как вы заботитесь о близких людях?
5. Что дает вам общение с любящими вас людьми?
6. Что чувствуют родители, когда вы болеете?
7. Что вы испытываете, когда находитесь вдали от близких людей? Вы скучаете? Ждете встречи?
8. Вы любите родителей за что-то или просто так?
9. Родители, близкие любят вас за что-то или просто так?
10. Если родители ругают вас за дело, вы их все равно любите?
11. Вы любите только тех людей, которые вас хвалят, восхищаются вами?
12. Вы любите родителей, потому что они вам подарки дарят, все покупают, гулять с вами ходят?
13. Если родителям трудно, что вы делаете?
14. Вы любите младших сестренок, братишек? Но ведь это вы ухаживаете за ними, а не наоборот?
15. Вы любите домашних животных? Но ведь они доставляют столько хлопот?
16. Ты должен приходить на помощь другу или друг обязан помогать тебе?
17. Если у родителей нет денег на подарок, вы их разлюбите?
18. У вас есть любимые блюда, любимое время года?
19. Вы любите сказки, песни?
20. У вас есть любимое занятие? Любимые вещи?
21. Что значит – любить?
22. На что похожа любовь?
23. Согласны ли вы с выражением: «Любовь – прекрасное, светлое чувство»?
24. Приятно ли дарить цветы, подарки, хорошее настроение?
25. Если вы устали, а кто-то просит вас о помощи, как вы поступите? Почему?
26. Можно ли любить себя?
27. Нравится ли вам радовать кого-то?
28. Правильно ли любить только себя?
29. Вы хотите, чтобы люди относились к вам с любовью? Тогда как вы должны относиться к людям?
30. У хороших людей любящее сердце. Согласны?
31. У вас есть любимые артисты?
32. Если человек любит только себя, его полюбят другие?
33. Можно ли полюбить незнакомого человека?
34. Вы жалеете тех, кто слабее, кому плохо? Вы стремитесь помочь?
35. Каких людей вы любите?
36. В трудную минуту вам помогают только близкие люди? А незнакомые могут помочь?
37. У добрых людей любящее сердце. Согласны?
38. За что мы любим других людей?
39. Каким нужно быть, чтобы тебя полюбили?
40. Вам интересно общаться с незнакомыми людьми? Чему можно у них научиться?
41. Вы любите сказки? А писателей сочинивших любимые сказки?

Упражнение «Люди, достойные любви!»

Пусть дети ответят на вопрос, относятся ли они с уважением и любовью к незнакомым людям:

-хлеборобу, выращивающему зерно;
-детскому врачу, работающему в соседнем городе;
-первому учителю, ждущему вас первого сентября;
-пожарным, в эту минуту спешащим на помощь людям;
-рыбакам, вышедшим в море за уловом;
-дворнику из соседнего двора?

Упражнение «А вы полюбили Сашу?»

Спросите у детей, как они думают, почему Саша:

-пел песни, укачивал маленькую сестренку, хотя ему очень хотелось погулять;
-отдал бездомной собаке свое мороженое;
-уступил место в автобусе ветерану;
-убрал мусор, оставленный кем-то в лесу?

Вы уже полюбили Сашу? Но ведь вы с ним совершенно незнакомы.

Упражнение «Волшебная палочка»

Предложите детям представить себя, что вы стали обладателями волшебной палочки. Теперь любое их желание моментально исполнится.
Какую пользу вы могли бы принести людям? Вы помогали бы только близким?

Упражнение «Младенец»

Предложите детям спросить у родителей: когда они ждали вашего появления на свет, они вас уже любили?
Почему родители любят совсем крошечных, недавно родившихся детей, ведь они мешают спать по ночам, плачут, доставляют много хлопот?

Упражнение «С риском для жизни»

Обсудите с детьми, почему забывают об опасности для собственной жизни:

-врачи, когда помогают больным, от которых могу заразиться;
-пожарные, идущие в огонь, чтобы спасти чужих, незнакомых людей;
-военные, сражающиеся с врагами, ради мира на земле;
-шахтеры, спускающиеся глубоко под землю, за углем для обогрева домов;
-милиционеры, ведущие преследование вооруженного преступника?