doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к двадцатой истории (Красота человека)
Методические указания к двадцатой истории (Красота человека)

Название темы
Красота человека. Красота телесная, внешняя. Красота душевная, внутренняя. 

Представления детей
Красота человека. «Что в имени тебе моем?» Что сокрыто для 6-летки в словосочетании «красота человека» одинаково будоражащем воображение простого смертного и гениального философа, поэта или художника? Какой потаенный свет, исходящий от слов «красота», «человек» в их созвучии, слитности, единстве, воспринимают, по-своему отражают глаза и душа ребенка? Последовательность постижения красоты не случайна. Только так: глаза и душа ребенка… Одна банальная благоглупость, претендующая на истину, но вряд ли имеющая с ней что-то общее, категорично гласит: «женщины любят ушами, а мужчины – глазами». Если есть все-таки хоть малая толика правды в приведенном смелом утверждении, то ребенка-дошкольника с большой долей вероятности можно уподобить представителям сильного пола!
Красота вообще и красота человеческая мыслятся малышу как яркий, «видимый», эйдический (от греческого «эйдос» – образ, передающий действительность в мельчайших подробностях, с фотографической пунктуальностью, точностью) образ зрительного восприятия, оставляющий след в душе, превращающийся в образ, запечатленный и воссозданный памятью (представление памяти), или новый, синтетический образ, скомбинированный воображением (творческий образ, представление воображения).
Про человека, вслушивающегося, жадно ловящего звуки, говорят: «он весь обратился в слух». Наглядно-образное (наглядное и образное!) мышление почти всецело обращает дошкольника в зрение. В умозрение, ибо в 4 – 6 лет образы как никогда сильно стремятся прорасти в слове, стать осмысленными, осознанными. Человеческая красота – «сосуд», форма, внешность или «огонь, мерцающий в сосуде», содержание, душа? Дорогу к истине нужно еще проторить. Чаще всего дошкольник «любит глазами», верит первому, порой обманчивому впечатлению, встречает, а порой и провожает «по одёжке». Все это не без нашего участия. Винить некого.
Признайтесь честно, часто ли вы говорите с ребенком о красоте душевной, о человеческой красоте как красоте и чистоте помыслов, благородстве поступков, красоте жертвенности и героизма, любви и верности? Вам кажется, время не пришло? А между тем природа не терпит пустоты. Включите телевизор, посмотрите пару-тройку рекламных роликов... Достаточно? Понимаете, что чудес не бывает? Какое же видение человеческой красоты неизбежно сформируется у ребенка?! Пойдем дальше, – к конкретике, к фактам.
По нашим данным, от 30 до 40% детей в возрасте 5 – 6 лет со словосочетанием «красивый человек» психологически связывают образ конкретного, знакомого человека («Красивый человек – это дядя Леша из соседней квартиры. Наш папа некрасивый, а дядя Леша красивый. Так мама говорит. У него волосы кучерявые, усы черные». «Красивый человек – это я, у меня глаза голубые, волосы как будто седые и куртка модная, синяя, поэтому я красивый». «Красивый человек – это тетя, ее по телевизору показывают, у нее ноги длинные и стройные» (без комментариев!)).
Около 40% старших дошкольников приписывают «красивым людям» некие общие, но всегда наглядные, случайные, несущественные признаки («красивый человек» – «чистый», «аккуратно одет», «в новом костюме», «в блестящих ботинках», «в модном красном платье и босоножках», «со светлыми волосами», «с короткой стрижкой», «с косичками и в ботинках», «с сильными мускулами» и т.д.). Нередко, описывая «красивого человека», дети называют сразу несколько черт («красивый человек – без толстого живота, кудрявый и высокий»). Перечисляя различные признаки «красивого человека», малыши не пытаются установить соподчинение, иерархию между ними, воспринимая их как рядоположные.
Наша коллекция детских высказываний о человеческой красоте постоянно пополняется новыми, вызывающими улыбку, навеянными рекламой, перенятыми от взрослых. Вот несколько самых последних перлов: красивый человек «обязательно мажет всё кремом и косметическим молочком», «зимой загорает, ходит в солярий», «делает массаж и эпиляцию», «много не пьет водки, у него лицо не опухшее», «жуёт «Орбит», чтобы зубы белые были», «моет голову шампунем против перхоти», «красит волосы и губы», «вырывает брови», «имеет своего портного, парикмахера и визажиста», «ногти с рисунком приклеивает», «следит, чтобы кожа была здоровой, а не прыщавой», «занимается своим здоровьем», «на ночь не наедается, как поросенок», «пьет витамины», «чай специальный чтобы похудеть», «у него такая система есть, для снятия жира»... В общем, красота требует жертв. В каждую эпоху – своих. Дети, судя по их высказываниям, идут в ногу со временем, прекрасно ориентируются в самых последних достижениях в этой области.
Некоторые ребята убеждены, что все красивые люди непременно должны принадлежать к определенному профессиональному сообществу. Например, красивые люди – это «актеры и актрисы, снимающиеся в фильмах», «певцы и певицы», «балерины», «спортсмены», «теннисисты», «фигуристы», «пловцы», «фотомодели», «манекенщицы», «продавцы», «военные в форме», «музыканты с трубами», «воспитатели и нянечки».
Встречались мы и с попытками детей определить возрастной и даже имущественный ценз красивого человека. («красивый человек, когда он молодой», «старые люди – беззубые или с золотыми зубами, некрасивые», «красивый, пока в садик и в школу ходит, а потом стареет, морщины появляются», «у красивого человека есть машина «Феррари», дача и шуба из кролика», «красивый человек – богатый, много денег получает», «имеет средства, чтобы в Подмосковье или Турцию отдыхать поехать с женой»).
Промежуточными, переходными к более сложным, основанным на внутренних критериях, являются детские представления, приписывающие красивому человеку определенные особенности поведения («красивый человек не плачет как девчонка, слезы не размазывает», «не дерется», «не ругается», «не кричит на меня», «спокойно говорит, не психует», «бабушку через дорогу переведет», «не будет кошку ногой пинать», «все пополам делит», «ест красиво, с ножом и вилкой», «не сорит в лесу», «бумажки в урну бросает», «заботится о других, место в автобусе уступает», «вежливо со всеми говорит», «волшебными словами пользуется: «спасибо», «пожалуйста», «не курит и матом не ругается», «если на машине в дождь едет, старается пешеходов грязью не обдать», «хорошо себя ведет», «правила все соблюдает»).
Наконец, от экзотики совершим восхождение к самому главному, очень важному для нас. Отнюдь не все старшие дошкольники низводят человеческую красоту до ее сугубо наглядных, зримых, внешних аспектов, сторон и проявлений. Немного таких детей (3 – 5%), далеки они от большинства своих сверстников, но тем более удивительна и велика их настоящая, без скидок на возраст, не побоимся высокого слова, мудрость! Не грех и нам, взрослым, у них поучиться. Красивый человек – «должен быть добрым, хорошим», «если честный, справедливый, не врет», «всегда на помощь придет», «любит всех людей», «старается, чтобы другим людям хорошо было, он добрый», «не злой», «не плохой, а хороший» и даже «душевный человек, с доброй душой, а лицо неважно». Обратите внимание, прислушайтесь: душевная, внутренняя красота, красота, в глаза не бросающаяся, глубинная, потаенная, все-таки чувствуется, прорывается сквозь все препоны, начинает занимать подобающее ей место в представлениях, к сожалению, немногих детей.
А что же остальные? Неужели безнадежны? Неужели, по малости лет у них отсутствуют шансы на постижение внутренней красоты человека? Да ничего подобного! Не сомневаясь ни секунды, отрицательно ответим на последний вопрос. Будем оперировать, что называется, голыми фактами. 95% детей безоговорочно относят представителей своего ближайшего круга к категории «красивые люди». Маму и папу, бабушек и дедушек, воспитателя и друга-сверстника, братьев и сестер дети не просто называют красивыми, а считают самыми красивыми, искренне верят в их исключительность. Объясняя свою категоричность, более половины старших дошкольников апеллируют к внутренним, душевным, личностным качествам и характеристикам («моя бабушка красивая, потому что она такая заботливая, такая добрая», «мама самая красивая, потому что сильно-сильно любит меня», «папа красивый, потому что очень умный и добрый, а еще справедливый», «дедушка красивый, потому что он очень смелый и на фронте фашистов бил», «мама и бабушка самые хорошие на земле, разве они могут быть некрасивыми? Что вы ерунду спрашиваете?»)

Цель и основные направления дискуссии
«Человек – не больше ли, чем его тело…» Красота человеческая – не больше ли, чем форма носа, разрез глаз, длина ресниц, цвет волос или кожи. «В человеке все должно быть прекрасно» – не спорим. Признаем за внешностью определенные права, не считаем тело «темницею души». Но когда со всех экранов кричат 90х60х90, скажем, что все-таки главное в человеке – содержание, внутренний мир, духовность.
Обнадеживающая нас, согревающая заставляющая нас верить в собственное высокое предназначение, дающая силы, подлинная, истинная, вдохновляющая, потрясающая красота человеческая – в заботе о ближнем, в самоотверженности, в любви, в душе, в духе! Остальное – тлен, суета сует, гордыня, не больше.
«Вот штука какая странная. Внешность в человеке не главное». Дети уже в преддверии, чувствуют, уже прозревают, а беседуя с вами, могут и должны понять, открыть для себя, что именно делает человека – человеком. Научившись распознавать красоту настоящую, наши воспитанники увидят ее в окружающих, и пусть жизнь их окажется богатой на встречи, пусть не убоятся они быть душевно щедрыми и сумеют оценить все, что для них сделано, в них вложено, пусть станут благодарными и вырастят-выпестуют, а не убьют-промотают красоту в своей душе…
Невероятно трудно ребенку – заложнику восприятия, наглядных, зрительных образов, внешне-чувственного, услышать, усмотреть душевный свет, тихий, неяркий. Что делать? Как быть? Чем помочь-подсобить? Как дверь приоткрыть? Есть рецепт заветный, есть слова сокровенные.
Главное. Надо лоб в лоб свести, столкнуть, да так, что бы треск стоял, знание, что глаза дают, внешнее о красоте человеческой – и знание сердечное, задушевное, неявное. Начните с первого. Стоит лишь спросить: «Какого человека вы, дети, красивым считаете?» И вот оно, как на блюдечке с голубой каемочкой, расцветет-покажется. И про рост, и про вес, и про цвет волос, и про моделей-дизайнеров ребята поведают. Диву дадитесь! Если кто-то глубже копнет, на заметку возьмите, да до поры внимание не заостряйте, придет час.
Теперь текст прочитайте. С чувством, с толком, с расстановкой. А в нем, тот, кто с Сашей спорит, уже в морщинках, в старом платье красоту узрел! Неспешно о Сашиных маме и бабушке поговорите. Домыслите очевидное. Как любят-заботятся, радеют близкие о Саше и какие они в любви-заботе да в делах-поступках своих, ненаглядные! Да неужто Саша променяет бабушку с мамой хоть на тысячу фотомоделей?!
Разобрались, подсказали Саше, к себе самим переходите. Не нам учить, знаете вы, как педагоги знаете, как родители, что для любого ребенка мама его, какая бы она ни была, порой пусть непутевая, нескладная, потерянная, – всё равно раскрасавица писаная, наипервейшая, всё равно пристанище родное, дорогое, самая лучшая в целом свете. В этом и соль, и сердечное знание.
Назвали ребята внешние, наглядные, случайные, глаза мозолящие признаки, черточки красоты. А вы (фигурально выражаясь, конечно) детишек за плечики нежные возьмите да оборотите личиками светлыми к их собственным мамам, бабушкам, папам, дедушкам, друзьям, воспитателям. И оставьте один на один с теми же Сашиными вопросами. Масла в огонь раздумий подливайте иногда, по мере необходимости. Утверждаешь, что красивый человек обязательно высоким должен быть, кожу без морщинок иметь? А бабушка твоя, ведь такая красавица, да ростом-то невелика. Говоришь, что красивые люди в красных платьях дорогих ходят, а если мама любимая, в халате да фартуке, мукой перепачкалась, пельмени тебе лепила, то и некрасива она? А папа, когда картошку выкапывал, на машину мешки тяжеленные взваливал, хоть и без костюма, без галстука, неужто не хорош, не красив? А Золушка, а Чудище Лесное из «Аленького Цветочка»? Вот и как карточный домик простые ответы рассыпались, весы (как у правосудия) перед ребенком забалансировали. Есть внешняя красота, да не она царица. Может так статься, что «лицо пригоже, а душа черна». Приведите пару примеров. Пусть детишки сами решают, отмеривают, да не на глазок, а с доводами, суждениями, что в человеке главное. Как порешат, такими скорее всего и будут.
Красота человека, что это такое? Она не только внешность, а что-то другое, что-то другое… 

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Если твоя мама наденет старое платье, она станет некрасивой?
2. Старенькая бабушка может быть красивее молодой девушки?
3. Красивыми бывают только молодые люди?
4. Когда ваши родители состарятся, вы будете считать их самыми красивыми на свете?
5. Красивый человек всегда одевается по последнему слову моды?
6. Красивый человек должен быть брюнетом или блондином?
7. Добрый, старенький дедушка, заботящийся о внуках, красив? А если он одет в телогрейку, обут в валенки?
8. У красивого человека могут быть морщинки?
9. Если у человека грязная обувь, он может быть красивым?
10. Если женщина не пользуется косметикой, она может быть красивой?
11. Если вскочит прыщик на носу, человек сразу станет некрасивым?
12. Может ли красивый человек быть полным?
13. Все красивые люди богаты?
14. По-настоящему красивыми являются только фотомодели, спортсмены, артисты. Согласны?
15. Как вы понимаете последнюю строчку истории: «Вот штука какая странная. Внешность в человеке не главное»?
16. Красивый человек обязательно жует жвачку, чтобы иметь белые зубы. Согласны?
17. Красивый человек обязательно пользуется дорогим кремом и духами?
18. Если злого человека нарядить в красивую одежду, сделать ему прическу в лучшем парикмахерском салоне, он будет красивым?
19. Есть ли какое-то волшебное средство, дающее красоту?
20. По-настоящему красивы только добрые, хорошие, отзывчивые люди. Согласны?
21. В чем красота ваших воспитателей, няничек?
22. Когда Золушка мыла посуду, подметала пол, стирала белье, она была красива?
23. Может быть, Золушка стала красивой только после встречи с феей, когда в прекрасном платье, в хрустальных туфельках танцевала с принцем на балу у короля?
24. Чудище Лесное из сказки «Аленький Цветочек» безобразно?
25. Василиса Прекрасная стала красавицей, только когда сожгли ее лягушечью кожу?
26. Что такое внешность?
27. Как должен выглядеть красивый человек?
28. Какими качествами обладает красивый человек?
29. Красивый человек может быть злым и жадным?
30. Если человек выглядит очень хорошо, но ругается, дерется, совершает плохие поступки, он красив?
31. Как ведет себя красивый человек?
32. Чем красивый человек отличается от некрасивого?
33. Хорошо выглядеть и быть красивым человеком одно и то же?
34. Может ли быть добрый человек некрасивым?
35. Как вы понимаете выражение «душевная красота»? Как ее разглядеть?
36. Какими душевными качествами обладает красивый человек?
37. Как вы понимаете пословицу «Встречают по одежке, провожают по уму»?
38. Согласны ли вы, что «в человеке все должно быть прекрасно» – и душа, и мысли, и чувства, и внешность?
39. Какая красота важнее: красота внешности, одежды, внешности или красота души, поступков, мыслей?
40. Что главное в человеке?

Упражнение «Красота труда»

Пусть дети ответят – можно ли назвать красивым:

-шахтера, добывающего уголь;
-доярку, дающую корм коровам;
-маляра, перепачканного краской;
-рабочего в промасленной спецовке, вытачивающего деталь на станке;
-строителя, кладущего стену дома;
-лентяя?

Упражнение «Красивая девочка»

Согласны ли вы, что у красивой девочки обязательно должны быть:

-громные голубые глаза;
-длинные пушистые ресницы;
-алые губки;
-румяные щечки;
-гладкая белая кожа;
-светлые, вьющиеся, шелковистые волосы;
-доброе сердце?

Упражнение «Антиреклама»

Обязательно ли все красивые взрослые люди должны:

-иметь ровные белые зубы;
-пользоваться дорогим шампунем;
-покупать самые лучшие духи;
-отдыхать за границей;
-удлинять ресницы специальной тушью;
-жевать жвачку;
-курить и пить пиво;
-иметь длинные ногти;
-ездить на мерседесах;
-любить своих детей?

Упражнение «Два мальчика»

Обсудите с детьми содержание маленького рассказа. Потом пусть они ответят на вопросы.

Перед вами два мальчика Саша и Степа. Саша – в новом костюмчике, чистенький, причесанный. Степа – волосы взъерошены, ботинки пыльные, рубаха грязная, брючки помяты.

Кто из ребят красивее?

А вот что было раньше.
Идут Саша и Степа из детского сада домой. Оба чистенькие-пречистенькие, аккуратненькие-преаккуратненькие. Видят – хулиганы девочку обижают. Степа сразу заступился. А Саша мимо прошел, за костюмчик свой испугался. Решил не связываться.
А теперь, как вы думаете, кто из ребят красивее? Почему ваше мнение изменилось?

Упражнение «Почему красавица?»

Обсудите с детьми такой случай, рассказанный их ровесницей.

Мне 6 лет. Неожиданно начал качаться передний зуб. Мама повела меня к врачу. Я боялась, даже плакала, но было совсем не больно. Смотрю на себя в зеркало – ужас. Глаза красные, вместо зуба – дырка. Что папа скажет?
Домой мы с мамой на автобусе возвращались. Вижу, на остановке заходит в автобус бабушка старенькая, с палочкой, все руки в морщинах. Ну, я ей место у окошка и уступила. Взглянула на меня старушка, улыбнулась. «Спасибо тебе, красавица», – говорит.

Почему «красавица»?