doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к шестнадцатой истории (Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения)
Методические указания к шестнадцатой истории (Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения)

Название темы
Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения. Терпение. Ссора. Предупреждение ссор и конфликтов.

Представления детей
Настроение, эмоциональное, душевное состояние дошкольников, подобно стихии, непостоянно, «как ветер в мае». По сто раз на дню мы наблюдаем резкие колебания настроения ребенка, стараемся приспособиться к происходящим метаморфозам, но успеваем, откровенно говоря, не часто. Да и как успеть? Вот наше драгоценное чадо грустит, капризничает, а уже в следующую минуту перед нами счастливый человек, пребывающий в полной эйфории от жизни. Амплитуда и интенсивность изменения эмоционального состояния ребенка-дошкольника гораздо шире, чем соответствующие «показатели» у взрослого человека. Этот факт экспериментально доказан психологами.
Кроме того, памятуя о непосредственности всей психической жизни ребенка-дошкольника, мы должны учесть, что эмоциональная сфера детей, их состояние в значительной степени зависят от различных привходящих влияний окружающей среды. Ребенок практически не способен уйти в себя, абстрагироваться от ситуации, наличных условий деятельности. Если эти условия неблагоприятны, ребенку очень трудно сохранить положительный эмоциональный настрой.
В целом дети более чутки и ранимы, чем взрослые. Детей легче расстроить, обидеть неосторожным словом, действием, взглядом. Им легче испортить настроение. По большому счету в арсенале детей имеются только два эффективных психологических средства защиты – «выпустить пар», эмоционально, активно отреагировав на нанесенную обиду, или просто «забыть» ее, переключившись на что-то другое, более приятное и оптимистичное. Последнее происходит преимущественно спонтанно, непроизвольно, – ведь дошкольнику еще не дано управлять своим настроением, подчинять его себе.
Словосочетания «хорошее настроение», «плохое настроение» рано входят в жизнь детей. Заботливые родители постоянно интересуются настроением ребенка. Рассказывая кому-то о душевном самочувствии своего чада, нередко говорят: «у него (у нее) плохое (хорошее) настроение», обозначая промежуточное состояние словом «нормальное». Объясняя какой-либо свой поступок, в качестве его мотива, взрослые зачастую ссылаются на соответствующее настроение. Досадуя на кого-либо, сожалеют об испорченном настроении.
На собственном опыте ребенок убеждается, что обращаться к кому-то с «просьбами и предложениями» в момент, когда у человека плохое настроение, не следует. И наоборот, просьба будет удовлетворена, если у ее адресата настроение, что называется, на высоте. А еще дети склонны определять настроение человека в буквальном смысле «на глазок», по внешнему виду, и путать причину со следствием. Мы задавали старшим дошкольникам вопрос: «Что такое хорошее (плохое) настроение?» В ответ часто слышали: «это когда человек веселый», «когда он смеется, радуется». Соответственно, плохое настроение у человека, который «грустит», «плачет», «ругается», «капризничает», «дерется», «обижается».
В некоторых случаях дети давали определения хорошего и плохого настроения, перечисляя возможные причины того или иного эмоционального состояния («хорошее настроение, когда машинку подарили», «когда Новый год или какой-то праздник», «когда с мамой в зоопарк пошел», «когда папа не ругается», «когда я с друзьями играю», «когда я спать не хочу», «плохое настроение, когда мне обещали новую куклу и не подарили», «когда Саша дерется», «когда у меня не получается буквы писать», «когда меня на дачу не берут»). Анализируя ответы детей, мы столкнулись с колоссальным разнообразием понимания сущности словосочетаний «хорошее (плохое) настроение», при подавляющем доминировании двух, уже перечисленных («веселый» – «грустный»).
Теперь перейдет к темам «Терпение» и «Ссора». Как правило, старшие дошкольники не могут похвастаться терпением, их легко «вывести из себя». Подобные «выходы» почти всегда заканчиваются ссорами. Ребенок быстро «поддается на провокации», а если плохое настроение у него, то, не особо задумываясь «задирает» других детей сам.
Явно не отличаясь ангельской кротостью, дошкольники тем не менее обладают такой замечательной чертой – большинство из них незлопамятны, отходчивы. Конфликты в детской среде по преимуществу мимолетны. Возникая и развиваясь стремительно, они столь же быстро угасают, перерастают во вполне мирное сосуществование и добрососедские отношения.
Педагоги, психологи, родители до сих пор полемизируют относительно функции конфликтов, их роли в психическом развитии детей. Однажды, А. де Сент-Экзюпери написал фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно». Перефразируя, мы можем с полным основанием сказать: если конфликты и ссоры случаются, значит, это нужно… нашим детям. Не будем (как это делают некоторые родители) предаваться утопиям, требовать от наших воспитанников невозможного – всегда быть паиньками и никогда никого не обижать.
Противопоставляя себя взрослым и сверстникам, ребенок эмансипируется от них, самоутверждается, осознает свою «самость», испытывает экзистенциальные чувства. В конфликтах «выходит», «сгорает», «изживается» внутренняя агрессия человека. В столкновении и борьбе с другими людьми ребенок обнаруживает свое место в обществе, обретает определенный социальный статус. Конфликты и неудачи выступают мощным стимулом для самосовершенствования человека. В конфликтах и ссорах ребенок учится «стоять за себя», оттачивает навыки самозащиты. В конфликтах и ссорах испытывается на прочность детская дружба.
Мы не поем гимна детским конфликтам и ссорам, но диалектический подход к проблеме заставляет признать, что эти человеческие проявления естественны и в каком-то смысле небесполезны. По мнению таких авторитетных психологов как Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, в онтогенезе ребенка спокойные (литические) периоды неизбежно сменяются критическими, сопровождаемыми негативизмом и повышением конфликтности. «Чем ярче ребенок переживает критический период, тем больших успехов он достигает в литическом» – писал Л.С. Выготский.
Что же касается знания детьми способов предупреждения конфликтов, методов профилактики ссор, то на уровне вербального поведения (в словесных отчетах) дети воспроизводят родительские установки. Говорят, что надо «не обращать внимание» на провокации или «отойти подальше» от потенциального обидчика. К сожалению, на практике наши благие пожелания реализуются детьми не часто.

Цель и основные направления дискуссии
На начальном этапе диалога мы должны создать условия для экстериоризации (вынесения вовне, вербализации, проговаривания) детьми своих спонтанных представлений, связанных со словосочетаниями «плохое настроение», «хорошее настроение», «выйти из терпения», «настроение портится». Вы можете еще раз вместе с детьми внимательно прочитать текст, останавливаясь на кульминационных моментах, обращаясь к вашим собеседникам с просьбой разъяснить, прокомментировать содержание интересующих нас словосочетаний. Сопоставьте настроение и поведение Светы с настроением и поведением Саши. А затем постарайтесь ответить на вопросы: «Как менялось настроением Светы по мере провокационных действий Саши?» и «Что делала Света для предупреждения ссоры?»
Пусть ваши собеседники представят себя на месте девочки, как бы они реагировали на Сашину грубость? Понятно, что такой подробный и обстоятельный анализ происходящего со Светой и Сашей интересен нам как преамбула, «затравка» разговора о реальных проблемах наших собеседников. Интересно, смогут ли они отличить людей с разным настроением? Скорее всего да, но только по внешним, видимым признакам (хорошее настроение – улыбается, плохое – грустный). Покажите детям ненадежность внешних критериев. Например: плакать можно и от счастья, а улыбаться – несмотря на плохое настроение. Обратите внимание на то, что творится в душе человека, если у него хорошее или плохое настроение, на то, что человек при этом чувствует, переживает.
Другое магистральное направление развития дискуссии – в поиске причин того или иного настроения. Объявите соответствующий конкурс (кто назовет больше причин хорошего (плохого) настроения), придайте ему вид увлекательного интеллектуального состязания, игры. Обязательно поищите параллели с содержанием ранее проведенных дискуссий по таким темам, как: «Внутренний мир человека», «Плохой поступок», «Правила поведения», «Нарушение правил поведения».
Далее от вопроса «Кто виноват?» можно органично перейти к следующему извечному вопросу «Что делать?». Попросите детей поделиться собственным опытом пребывания в плохом настроении и опытом контактов с людьми, у которых плохое настроение. Составьте «рекомендации», как можно поднять настроение себе и окружающим людям и как, будучи в плохом настроении, не испортить его другим.
Теперь по уже испытанному, «обкатаному» алгоритму поговорите о причинах и способах профилактики ссор. Сделайте обсуждение максимально предметным, учитывающим последние «достижения» ваших собеседников в конфликтной сфере. Проведите мысль о тесной связи, взаимозависимости плохого настроения и ссор, покажите, как одно переходит в другое.
В конце дискуссии остановитесь на необходимости терпения, прощения, взаимного уважения.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Саша тосковал?
2. Почему у Саши было плохое настроение?
3. Как менялось настроение Светы? Почему оно испортилось?
4. Почему Света стремилась избежать ссоры с Сашей?
5. Зачем Саша портил настроение Свете?
6. Почему Света «вышла из терпения»? Разве терпение – дом, как из терпения можно выйти?
7. Что делала Света, чтобы избежать ссоры с Сашей?
8. Саша вел себя правильно, хорошо? А Света?
9. Согласны ли вы с тем, что в ссоре Саши со Светой виновата Мила?
10. Как бы вы поступили на месте Саши? А Светы?
11. Можете ли вы догадаться, какое настроение у ваших друзей, родителей?
12. Как догадаться, что у человека плохое настроение? А хорошее?
13. Что означают выражения «плохое настроение», «хорошее настроение»?
14. Какое настроение у вас сейчас? Почему?
15. Вещи могут испортиться от неаккуратного обращения с ними. От чего портится настроение?
16. Настроение может быть хорошим, плохим… А каким еще?
17. Штангист поднимает штангу… Что или кто «поднимает настроение»?
18. Если постараться, можно навести порядок в комнате, украсить свой дом. А можно ли улучшить настроение других людей? А свое собственное?
19. Как поступить, если у ваших друзей плохое настроение?
20. Радиоприемник можно настроить на нужную волну, покрутив специальное колесико. А можно ли правильно настроить человека?
21. Если у вас плохое настроение, значит, вы плохой человек?
22. Есть ли у вас знакомые, у которых никогда не бывает плохого настроения?
23. Из-за чего ваше настроение портится, по каким причинам улучшается?
24. Хорошее настроение бывает только по праздникам?
25. Что вы делаете, когда у вас плохое настроение?
26. Если у человека плохое настроение, должен ли он портить настроение окружающим?
27. Мама сказала сыну: «Отойди, а то попадешь под горячую руку». Что она имела в виду?
28. Случалось ли вам выводить из терпения своих родителей? Как они реагировали на ваше поведение?
29. Могут ли ваши родители догадаться, в каком настроении вы находитесь?
30. Как побороть плохое настроение?
31. Всегда ли у плачущего человека плохое настроение? А у смеющегося – хорошее?
32. Куда уходит плохое настроение? Откуда берется хорошее?
33. Что чувствует человек, когда у него плохое настроение? А хорошее?
34. Когда вы в последний раз с кем-нибудь ссорились? Из-за чего произошла ссора? Вы уже помирились?
35. Можно ли поссориться с другом?
36. Согласны ли вы, что настоящий друг всегда поймет и простит?
37. Всегда ли нужно «давать сдачи»?
38. Что значит выражение «умеет постоять за себя»?
39. Из-за чего люди ссорятся?
40. Легко ли вас «вывести из терпения»?
41. Как избежать ссоры с человеком, у которого плохое настроение?
42. Для чего нам нужно терпение?
43. Нужно ли терпеть, если вас обижают?
44. Как лучше всего помириться после ссоры?

Упражнение «Если плохое настроение»

Если у человека плохое настроение, то как вы думаете, что необходимо:

-отойти от него подальше;
-не обращать внимание;
-оставить его в покое;
-поинтересоваться, что произошло;
-пожалеть его;
-посмеяться над ним;
-показать, что у тебя хорошее настроение;
-постараться улучшить его настроение?

Приведите доказательства своей точки зрения.

Упражнение «Согласны ли вы?»

Согласны ли вы с тем, что:

-у плохих людей всегда плохое настроение;
-у хороших людей – всегда хорошее;
-даже «плохой мир лучше доброй ссоры»?

Упражнение «Терпение»

Нужно ли терпеть, если:

-вас ругают;
-вас ругают за дело;
-кто-то лучше вас выполнил задание воспитателя;
-вы хотите поиграть, а родители укладывают вас спать;
-необходимо учить буквы, а хочется погулять с ребятами;
-кто-то нечестно играет?

Упражнение «Кто прав?»

Саша затеял ссору с Петей из-за того, что Петя обидел маленькую, слабую девочку. Правильно ли поступил Саша? Он же первый начал ссору?

Упражнение «Помирись»

Витя думал, что есть волшебные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерить, а если будешь драться, то я буду кусаться». Стоит их произнести, и все должны с ним помириться. А вот недавно эти слова не помогли Вите. В чем дело?

Упражнение «Хороший человек»

Дима специально, нарочно портил настроение Ване, чтобы улучшить свое собственное. Дима видел, как Ваня злится, как ему обидно, и радовался. Каким человеком, хорошим или плохим, был Дима? Правильно ли он поступал?

Игра «Плохое настроение»

Выберете из числа детей водящего, у которого есть актерские данные. Пусть он разыгрывает, симулирует плохое настроение.
Игроки должны попытаться изменить настроение водящего в лучшую сторону, при этом комментировать, оценивать действия друг друга. Кому это удастся, тот и победитель.

Игра «Конкурс»

Дети разбиваются на две или три команды.
Попросите участников игры назвать по три наиболее распространенных причины хорошего и плохого настроения.
Выслушав аргументированные ответы, назовите лучшую команду.
Обязательно объясните детям мотивы своего выбора.