doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к пятнадцатой истории (Осознание вины. Совесть. Честный человек)
Методические указания к пятнадцатой истории (Осознание вины. Совесть. Честный человек)

Название темы
Осознание вины. Совесть. Честный человек.


Представления детей
Эгоцентризм, непосредственность, бессистемность, нестабильность эмоциональной сферы, подчиненность поведения аффектам, мышления – внешним впечатлениям, неадекватный уровень самооценки, склонность искать причины собственных неудач и проблем в окружающем – эти «родовые» черты психологической организации ребенка старшего дошкольного возраста затрудняют осознание им своего поведения вообще и вины за тот или иной плохой поступок в частности. Однако если происходит что-то из ряда вон выходящее, если ребенок эмоционально потрясен случившимся, если последствия его деяний вызвали бурную негативную реакцию, если, наконец, ребенку становится жалко «жертву» своего плохого поступка, то не исключено, что он переживет целую гамму чувств, которую мы называем муками совести.
Как уже отмечалось, наглядно-образное мышление старшего дошкольника осуществляется преимущественно в плане представлений. Именно представления, образы разной степени сложности позволяют ребенку «освободиться от плена непосредственно данного» (А.В. Запорожец), мысленно заново воспроизвести ту или иную ситуацию и эмоционально пережить ее. Возникновение у ребенка-дошкольника внутреннего, субъективного плана действий, мышление посредством комбинирования представлений, становится общепсихологической предпосылкой для осознания им вины за свои проступки, появления совести в общепринятом смысле этого слова.
Вместе с тем способность мыслить в плане представлений еще не гарантирует осознанного поведения. От рождения представлений до их осознания лежит психологическая дистанция огромного размера.
Осознание представлений есть обнаружение связи между ними, приведение представлений в некую систему. Огромную роль в этом процессе, согласно культурно-исторической концепции становления высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), играют речь, язык. Дать себе словесный отчет в своем поведении, обозначить представления, научиться культурно пользоваться словом для систематизации собственных представлений – значит осознать свое поведение. Не случайно Л.С. Выготский отмечал: «Проговорить – это и значит осознать».
В старшем дошкольном возрасте дети, с одной стороны, имеют множество представлений, с другой стороны, они все лучше осваивают язык, быстрыми темпами увеличивается активный и пассивный словарь ребенка. Но основная специфика детей этого возраста, по мысли известного отечественного психолога А.В. Запорожца, состоит не в этом, а в поиске и установлении ребенком связей между словами и представлениями. «В старшем дошкольном возрасте слова как бы «садятся» на ранее сформированные представления», – писал А.В. Запорожец. Они обретают смысл, наполняются значением и в свою очередь начинают направлять, регулировать процесс категоризации представлений.
Это положение в полной мере относится к пониманию ребенком старшего дошкольного возраста значения слова «совесть». Сразу отметим, что понимание этого слова дается ребенку не просто, так как его содержание абстрактно, «совесть» трудно, что называется, «потрогать руками». И хотя дети слышали само это слово, а многие из них испытали муки совести, знают о них из собственного опыта, но психологически связать одно с другим, соединить в сознании слово с представлением под силу лишь единицам.
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, ребенок чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Представления детей, связанные со словом «совесть», бессистемны, а следовательно, неосознанны, фрагментарны, нестабильны, случайны, ситуативны («совесть – когда взял шарик без спроса и не можешь уснуть, думаешь», «совесть, она по ночам бывает», «совесть, когда краснеешь или плачешь», «совесть может мучить человека», «у хорошего человека есть совесть, а у плохого нет», «есть бессовестные люди, они плохо ведут себя, воруют», «вор украл велосипед, а совесть ему говорит: «Зачем ты это сделал?», «совесть у старых людей есть, они всю жизнь на видеоаппаратуру копили, а потом думают: а что хорошего мы сделали?»). Только однажды в аудитории детей старшего дошкольного возраста нам довелось услышать очень глубокое и обобщенное суждение о совести: «Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть».
Около половины детей старшего дошкольного возраста вообще не способны дать сколько-нибудь вразумительного ответа на прямо поставленный вопрос: «Что такое совесть?»
Переживание ребенком чувства вины включает целый ряд особенностей. Ребенку требуется для этого больше времени, чем взрослому человеку. Кроме того, совершая плохой поступок, взрослый может как бы параллельно (а иногда и предварительно, «авансом») испытывать муки совести, а у ребенка эти акты разнесены во времени, последовательны. Многие родители стихийно учитывают специфику переживаний ребенка-дошкольника в своей педагогической практике. Стараются изолировать ребенка, совершившего проступок, ставят в угол, предоставляют ему возможность побыть наедине с собой, «подумать о своем поведении» («Будешь стоять в углу, пока не поймешь и не научишься себя вести»). К сожалению, не все так просто, и принудительные меры не часто достигают цели.
Гораздо более продуктивным нам видится другой способ. Осознание вины проще дается ребенку, если он сумеет поставить себя на место того, кому причинил зло («Зачем собачку за лапку тянешь, ей больно, а если тебя за ногу схватить?», «Зачем у мальчика игрушку отобрал, я вот сейчас твой велосипед заберу, тебе хорошо будет?» и т.д.). Уйти от эгоцентризма, увидеть ситуацию глазами «жертвы» плохого поступка, примерить ее незавидное положение на себя самого, испытать сочувствие к «жертве» и раскаяние – вот действенный алгоритм, позволяющий ребенку яснее представить последствия своих действий, почувствовать вину, услышать голос совести.
И последнее. Представления детей о «честном человеке». Они достаточно однотипны, не различаются большим разнообразием и сводятся к нескольким основным признакам:
1. «честный – это тот человек, который не врет, говорит правду»;
2. «честный – это который по правилам играет, как договаривались»;
3. «честный все делит по-честному, поровну, чтобы никого не обидеть».

Цель и основные направления дискуссии
Допустим, что вы, педагоги, проводите занятие по теме «Совесть» как обычный урок, в традиционной объяснительно-иллюстративной манере. Плюсы очевидны. Вы поможете детям дать стройное, логичное определение содержания понятия «совесть», закрепите достигнутый результат путем многочисленных повторений, примеров. Но есть и минусы. Один из них, пожалуй, самый важный, заключается в том, что вовсе не ваши ученики, а вы, педагоги, остаетесь единственными субъектами мышления. Дети лишь идут по вашим стопам, повторяют и запоминают, а не совершают открытие, они тренируют память, а не творческие способности.
При проектировании пятнадцатого фрагмента повести мы преднамеренно исключили из текста слово «совесть». Его отсутствие открывает перед детьми возможность действовать и думать самостоятельно, пережить «ага-реакцию», пытаясь разобраться в «потемках» души нашей главной героини, на каком-то этапе самим произнести: «совесть», «вина». И тогда вы в выигрыше, все встает на свои места, переворачивается с головы на ноги, из объектов педагогических воздействий и манипуляций ваши собеседники превращаются в полноценных субъектов размышления.
Начните занятие с постановки «близких к тексту» вопросов: «Почему девочка не могла заснуть?», «Кто задавал Свете вопрос, от которого она никак не могла отделаться?», «Что мучило Свету?»
Не забывайте про апелляцию к опыту ребенка. Интересно: а случалось ли ему задавать себе нелицеприятные вопросы, мучиться бессонницей не просто так, а именно после совершения плохого поступка? Шторы задернуты, прощение мамы давно получено, в доме царит тишина, а ты лежишь, переживаешь, не спишь, все представляешь обиженного тобой человека. Знакомые вещи на привычных местах, все так же как было, в комнате никого нет, мама и папа спят. Так кто же не дает уснуть тебе?
Ответы детей могут быть самыми разными, но мы надеемся, что среди «тонн словесной руды» отыщется, в конце концов, долгожданное слово «совесть». И тогда неизбежно, естественно, органично возникает ключевой вопрос: что такое эта самая совесть?
На одном из занятий, обсуждая тему «Человек», вы вместе с детьми открыли существование внутреннего мира, души у каждого из нас. Необходимо перебросить мостики-параллели, освежить в памяти детей основные выводы этого занятия. Быть может, окажется, что совесть находится где-то в душе человека. И пусть ее нельзя увидеть, потрогать руками, но она все-таки есть на самом деле. Доказательства тому – наши переживания после совершения плохого поступка.
Зачем нам нужна совесть? Что будет, если совесть исчезнет? Отвечая на эти вопросы, ваши маленькие собеседники сами попытаются понять функции и значение совести в жизни людей.
Примените и метод рассуждения «от противного». Дети знают, что существуют бессовестные люди. Про кого так говорят? Какие поступки они совершают? А может ли бессовестный человек быть вместе с тем человеком хорошим? Ответ на последний вопрос нетрудно предугадать. Значит, понятия «хороший человек» и «совесть» как-то связаны?
Теперь несколько сменим ракурс обсуждения. А почему Свету мучила совесть? Почему она так сильно переживала последствия своего плохого поступка? Наверное, потому, что сумела поставить себя на место Кати и представить, что пережил обиженный ею человек. Следовательно, чтобы не причинить никому зла, избежать мук совести, мы должны думать, как отразятся наши поступки и помыслы на других людях. Разве мы сами хотели бы оказаться в их положении.
В конце вашей беседы попытайтесь расширить трактовку словосочетания «честный человек», связав в сознании ребенка понятия «честный человек», «хороший человек» и «совесть». На одном из проведенных нами занятий как итоговый вывод прозвучало: «Честный человек – это хороший человек. Он всегда говорит правду. У честного человека обязательно есть совесть. Он переживает за всех, извиняется, хочет быть лучше».

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Света не могла заснуть?
2. Кто задавал Свете вопрос?
3. Чем честный человек отличается от обманщика?
4. Про какого человека говорят, что он честный?
5. Жалела ли Света о том, что соврала?
6. Легко ли быть честным человеком?
7. Какие вопросы тебе задает твоя совесть?
8. Можно ли услышать совесть другого человека?
9. Как ты понимаешь слова «голос совести»?
10. Можно ли увидеть совесть?
11. Как проявляется совесть?
12. Как можно отличить совестливого человека от бессовестного?
13. Если бы все люди стали бессовестными, что бы произошло?
14. Может ли бессовестный человек быть хорошим человеком? А добрым?
15. Зачем людям нужна совесть?
16. Есть ли совесть у плохих людей?
17. Можно ли иметь одну совесть на двоих?
18. Отличается ли твоя совесть от совести твоего друга?
19. На что похожа совесть?
20. Что такое раскаяние?
21. Почему Бармалей раскаялся, а другие плохие герои сказок не раскаялись?

Упражнение «Честный и нечестный сказочный герой»

Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:

-Карлсон;
-Винни-Пух;
-Красная Шапочка;
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Золушка?

Упражнение «Автобус»

В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?

Упражнение «Муки совести»

Как понять выражения:

-меня мучает совесть;
-бессовестный человек;
-совестливый человек;
-моя совесть молчит;
-моя совесть чиста?

Упражнение «Раскаяние»

Спросите у детей, как они понимают значение слова «раскаяние».
Поясните вашим собеседникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни детей.
Постарайтесь донести до них мысль о том, что раскаяние, осознание собственной вины, попытка исправить положение «снимают камень с души» человека, – ведь за раскаянием, как правило, следуют прощение и исправление.

Упражнение «Совесть»

Согласны ли вы с утверждениями:

-у всех людей есть совесть;
-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
-плохих людей, преступников совесть не мучает;
-бессовестному человеку жить легче?