doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к двенадцатой истории (Последствия плохих поступков. Ложь. Обман. Вранье)
Методические указания к двенадцатой истории (Последствия плохих поступков. Ложь. Обман. Вранье)

Название темы
Последствия нарушения правил поведения. Последствия плохих поступков. Ложь. Обман. Вранье.

Представления детей
Многие отечественные (С.Г. Якобсон, Г.С. Абрамова) и зарубежные (Ж. Пиаже, М. Кольберг, М. Мид) психологи характеризуют уровень развития морально-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста как «доусловный», «преморальный».
В чем заключается реальное содержание этих характеристик?
1.
Чтобы ребенок мог подчинить свое собственное поведение нормам морали, ему обязательно нужна мощная внешняя опора, поддержка социальной среды, помощь и контроль со стороны взрослых или сверстников.
2. Старший дошкольник склонен воспринимать моральные нормы как нечто «чужеродное», образно говоря, как накинутую социумом «уздечку», мешающую осуществлению непосредственных желаний.
3. Дети следуют моральным нормам преимущественно из страха перед наказанием.
4. Моральную оценку поступкам дети дают, исходя из их видимых, явных результатов, а не из мотивов действий человека.
5. Моральные нормы, доступные пониманию ребенка, конкретны и абсолютны. Дети не ведают об относительности моральных инстанций, превращают усвоенные правила в догму, считают, что то или иное правило должно быть непременно реализовано в поведении.
Мы считаем, что приведенные характеристики в достаточной степени отражают специфику морально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Итак, если плохой поступок прошел «бесследно» (то есть не повлек за собой негативных последствий, соответствующей реакции взрослых и сверстников), если ребенок не увидел (в прямом смысле этого слова) отрицательных результатов плохого поведения (и для себя, и для окружающих), то он скорее всего благополучно забудет о своем прегрешении, решит, что его поступок не так уж и плох.
Старшие дошкольники подобны подавляющему большинству взрослых, в том смысле, что они очень хотят «избежать расплаты» за плохое поведение, не видят прямой связи между совершением отрицательного поступка и наказанием, не думают о неотвратимости наступления негативных последствий плохого поступка, судят по модели: «украл и попал в тюрьму – дурак; украл и стал богачом – молодец».
А если «расплата» все же наступает, то моменты, когда тайные плохие поступки «выходят наружу» и становятся явными, (моменты разоблачения), когда приходит время «платить по счетам», можно с уверенностью причислить к кульминационным и самым эмоциональным в жизни ребенка-дошкольника. В голове ребенка безраздельно господствует только один вопрос: «Что делать?» Идет лихорадочный перебор вариантов поведения. И вот палочка-выручалочка – спасительное средство, позволяющее избежать наказания, найдено! Увы, оно зачастую заключается не в искреннем раскаянии и желании загладить вину, а в банальной лжи …
Американский ученый П. Экман, исследуя феномен детской лжи, провел множество опросов родителей, педагогов, психологов и получил следующие результаты (воспитатели и родители детей-дошкольников вряд ли сочтут их сенсационными): в возрасте 4 лет лгут 75% детей; в 5 лет – 90%, а в 6 лет – все 100 % (!). П. Экман приводит следующие наиболее распространенные мотивы лжи: желание избежать наказания, стыд, стремление доказать превосходство, повысить социальный статус, получить признание, защититься от агрессивного вторжения в субъективное пространство.
Похоже, мы имеем не очень оптимистичную картину: с одной стороны, как только человек, достигая определенного уровня общепсихического развития, приобретает саму способность лгать, он немедленно начинает ею пользоваться. С другой стороны, способность ко лжи пусть отрицательное, негативное, «от противного», но доказательство того, что старший дошкольник – личность. В самом деле, лжет только человек, выделяющий себя из внешнего мира, обладающий самосознанием, понимающий, что законы его субъективного мира часто противоречат ожиданиям окружающих людей. Важно понимать, что мы имеем в виду именно ложь (преднамеренное, целенаправленное воздействие на другого человека посредством информации, заведомо не соответствующей действительности), а не фантазии. Впрочем, у дошкольников одно легко трансформируется в другое, но мы должны уметь различать эти вещи.
Аксиому «обманывать – плохо», со слов взрослых, знают, наверное, все дети. Однако в иерархии плохих поступков ложь для старшего дошкольника занимает чуть ли не последнее место («подумаешь, обманул»). Причина столь легкомысленного отношения ко лжи заключается в том, что для многих детей, «ложь – это только словом». Связь между обманом и наступлением отрицательных последствий не так очевидна, наглядна, как в случае других плохих поступков (например, драки). Тем более дети знают, что ложь иногда не раскрывается, что вруна не так просто изобличить, «вывести на чистую воду».
И последнее. Так как одним из главных мотивов лжи выступает желание избежать наказания, то обман – это как раз тот плохой поступок, который следует за другим плохим поступком. Создается «цепь» плохих поступков, один «нагромождается» на другой, усугубляя вину, усиливая страх. Если ребенок попадает в подобный переплет, если он «запутался», ему остается одно хорошо испытанное средство – признаться родителям, попросить прощения и, получив его, вновь радоваться жизни!

Цель и основные направления дискуссии
На одном из первых занятий вы беседовали с детьми о причинах и следствиях, убедились во всеобщем характере причинно-следственных связей. Пришло время конкретизировать эти знания, применив их к моральной сфере.
Вспомните строчку из некогда популярной песни – «ничто на земле не проходит бесследно». Для понимания этой простой мысли нам иногда не хватает всей жизни! Плохой поступок не может вызвать ничего хорошего, его отрицательные последствия неизбежны! Ложь – один из самых плохих поступков. Какими бы соображениями ни руководствовался лгущий человек, он только усугубляет свою вину. Ложь приводит к тому, что человек «запутывается», перестает понимать, в чем заключается правда. Это, пожалуй, самое страшное.
К сожалению, эти банальные утверждения для многих детей всего лишь теорема, цель нашего диалога – найти вместе доказательства ее правоты. Некоторым из ваших собеседников наверняка кажется, что если обманщика не разоблачили, если совершивший плохой поступок не понес наказания, если на его голову немедленно не обрушились «штрафные санкции», если все сошло с рук, то плохой поступок прошел бесследно. Надо изжить эту вредную иллюзию. То или иное наказание за плохой поступок (не обязательно физическое, но и муки совести, потеря душевного покоя) неотвратимо.
Сколько людей пострадало из-за необдуманного поведения Светы! Это и Катя, и Татьяна Юрьевна, а каково было самой Свете? Предоставьте детям возможность побыть на ее месте. Что бы они делали в подобной ситуации? А если ложь Светы не обнаружится, может быть, тогда обман оправдан? Да, но подозрение падет на другого члена группы, и ему придется несладко. Здесь есть о чем подумать.
Чаще апеллируйте к опыту самих детей. Прошел ли бесследно хоть один плохой поступок, совершенный ими? Помогите увидеть, – что нет! Значит, плохой поступок обязательно вызовет плохие последствия, и другого не дано.
Интересен и такой поворот темы: ложь – прямое нарушение правил, составленных детьми из группы Татьяна Юрьевны («правду всегда говорить»). Прослеживается вывод: нарушение правил кончается плохо для всех.
Предложите детям своеобразную ролевую игру. Поставьте их в позицию обиженных чьим-то плохим поступком. Какие чувства они испытают, догадаться нетрудно. Вы получите еще одно подтверждение наступления отрицательных последствий плохих поступков. Нарушение правил вызовет такие же последствия. Приведите детям несколько подобных примеров.
Закончите занятие совместным составлением «рекомендаций», «подсказок» для Светы. Что ей следует сделать, чтобы выйти из щекотливой ситуации, не попасть в нее впредь? Может быть, надо сначала подумать о последствиях своих поступков, более ответственно относиться к собственному поведению?

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Катя плакала?
2. Зачем Света соврала?
3. Как бы вы поступили на месте Светы?
4. Какого человека называют обманщиком?
5. Доводилось ли вам хоть раз в жизни обмануть кого-либо?
6. Обманывать хорошо или плохо?
7. Если обманывать плохо, то почему некоторые люди говорят неправду?
8. Обманывать и говорить неправду – это одно и то же?
9. Как можно догадаться, что вас обманывают?
10. Чем правда отличается от лжи?
11. Вам нравится, когда вас обманывают?
12. Когда Света обманула воспитателя и Катю, она нарушила правила поведения?
13. Представьте себе, что вы попали в «страну врунов». Там можно говорить только неправду. Понравится ли вам жить в такой стране?
14. Почему люди, когда говорят неправду, отводят глаза?
15. Если человек один раз обманул, ему можно доверять?
16. Как Волку удалось обмануть Красную Шапочку?
17. Может ли обмануть настоящий друг?
18. Если ты никому не сказал про свой хороший поступок – ты обманул?
19. Чем отличается обманщик от того, кто ошибается?
20. Почему некоторые дети перекладывают свою вину на других?
21. Что делать, если тебя незаслуженно наказывают?
22. Бывало ли так: ты думал, что тебя сильно накажут, а тебя простили?

Упражнение «Можно ли соврать?»

Можно ли соврать, если:
-очень хочется;
-другие тебя обманывают;
-за правду накажут родители;
-правду никто и никогда не узнает?

Игра «Веришь – не веришь»

Дети садятся в ряд. Водящий бросает мяч одному из участников игры и произносит лживое или правдивое утверждение. Если ребенок верит в утверждение, он ловит мяч, не верит – не ловит. Можно использовать следующие утверждения, истинность которых неочевидна детям:

-собака и волк – родственники;
-на Солнце есть пятна;
-первый на свете человек жил в Африке;
-есть люди, у которых двухметровые усы;
-самое большое животное на Земле живет в воде (синий кашалот);
-есть птицы, которые ночью видят лучше, чем днем, и умеют летать задом наперед (сова, колибри).

Вывод, который вы можете сделать, поиграв:
верить необходимо утверждениям, соответствующим тому, что происходит на самом деле.

Обсудите с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:
«Повинную голову меч не сечет»;
«Ложью как хошь верти, а правде путь один»;
«Сам кашу заварил, сам и расхлебывай»;
«С одного волка двух шкур не дерут»;
«Не рой другому яму, сам в нее попадешь»;