doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к десятой истории (Дети и собственность. «Мое» и «чужое». Жадность. Как не ссориться из-за игрушек)
Методические указания к десятой истории (Дети и собственность. «Мое» и «чужое». Жадность. Как не ссориться из-за игрушек)

Название темы
Дети и собственность. «Мое» и «чужое». Жадность. Как не ссориться из-за игрушек.

Представления детей
Наверное, у каждого ребенка есть своя одежда, какие-то игрушки, предметы личного обихода, – словом, все то, что взрослые называют «собственность». Когда мы говорим «собственность», то, конечно, имеем в виду не термин, обозначающий строгое юридическое понятие, а «ближайшее», бытовое, самое обыденное понимание этого слова.
Надо отдать должное детям старшего дошкольного возраста. Хотя они почти не употребляют самого слова «собственность», заменяя его в зависимости от ситуации различными эквивалентами («мои вещи», «мои игрушки», «моя комната»), но, как ни парадоксально, сферу «своего», правá и преимущества, вытекающие из обладания чем-либо, современные старшие дошкольники осознают прекрасно!
Одним из фундаментальных законов развития любой реальности является движение от простого к сложному, через выделение, дифференциацию, специализацию отдельных частей, подсистем и элементов. Применяя этот закон к генезу представлений детей о собственности, мы можем получить следующую картину: на ранних этапах онтогенеза в сознании ребенка не существует представлений о собственности, признак «мое» – «чужое» нерелевантен (незначителен) для ребенка младшего возраста.
По мере социализации, постепенно, под влиянием общения со взрослыми и сверстниками дети начинают дифференцировать окружающие предметы по критерию «мое» – «чужое», выделять «свое» в особую сферу.
Огромную роль в этом процессе играет общение ребенка с родителями. Родители запрещают детям пользование некоторыми вещами, называя в качестве мотива запрета их принадлежность другому человеку («не трогай, это папины бумаги», «нельзя брать, это мамина косметика», «отдай куклу, она чужая, девочка будет ругаться» и т.д.), и, наоборот, разрешают и поощряют пользование другими вещами («это твоя кукла», «возьми свои игрушки и играй ими», «забери у мальчика свою лопатку»). Таким образом, из множества предметов ребенок выделяет «свои», употребляя по отношению к ним определение «мои» («моя кукла», «моя машинка» и т.д.). Остальные предметы, по мнению ребенка, либо «ничьи» (когда их принадлежность невозможно установить и никто не заявляет на эти предметы своих прав), либо «чужие» (принадлежащие другим людям).
Наши исследования показали, что когда ребенок старшего дошкольного возраста говорит «это мои вещи», то он субъективно, психологически связывает с этим словосочетанием не только образы конкретных предметов, находящихся в его пользовании и распоряжении. Обозначая какие-то предметы как «свои», старший дошкольник уже понимает, что у него есть особые, эксклюзивные права на «свои» вещи, как есть и обязанности по отношению к собственным вещам («я могу в любое время без спроса взять свою вещь», «я могу разрешить поиграть другому», «могу подарить, обменять», «могу играть, когда захочу», «надо на место убирать свои игрушки», «надо беречь свои вещи, смотреть, чтобы их не украли и не сломали» и т.д.). Нам встречались и такие любопытные обобщенные определения: «Я могу делать со своими вещами что захочу», «Я могу сломать свою вещь, и никто не будет ругаться» и даже «Свои вещи я могу продать (!)»
Наличие «своих» вещей, эксклюзивных прав на них, осознание этого обстоятельства ребенком играет большую роль в становлении его самосознания, «Я-концепции». «Вещное», «предметное» окружение ребенка, «свои» вещи выступают для маленького человека материализовавшимся доказательством его собственного бытия, подтверждают сам факт его существования и уникальности. Не только ребенок, но и взрослый для обретения душевного спокойствия часто нуждается в «обществе» дорогих ему, знакомых, привычных, удобных вещей.
Очевидно, что решающим фактором формирования у ребенка старшего дошкольного возраста того или иного отношения к собственности является референтная сфера субъекта – значимые для ребенка люди, на мнение которых он ориентируется (прежде всего семья, родители). Пожалуй, нет другой области, где бы дети с такой полнотой, в мельчайших деталях и нюансах воспроизводили в своем поведении и мыслях установки, модели действий и рассуждений, оценки родителей, как сфера отношений к собственности.
По своему разнообразию, богатству, противоречивости отношения разных детей к собственности могут поспорить даже с аналогичными отношениями в среде взрослых.
В современном российском социуме в дилемме «быть или иметь» многие взрослые, родители детей, сделали безусловный выбор в пользу второго. Дети из таких семей «абсолютизируют» собственность, как губка впитывают мысль: «человек есть то, что он имеет» («хороший дядя, у него джип есть»). В семьях, где господствует культ вещей, ребенок становится чуть ли не самым ревностным служителем этого культа. Но, к счастью, значительное число родителей, следуя традиционным для российской культуры принципам, стараются воспитывать детей в духе товарищества, совместного пользования собственностью. Не хотят, чтобы дети выросли «жадными». До сих пор слово «жадный» (этим словом дети называют тех, кто «не дает игрушку поиграть, если даже хорошо попросить») – один из самых негативных эпитетов, которым дошкольник обозначает «плохого» человека.
Сопоставляя количество и качество «своих» вещей с «аналогичными показателями» сверстников, ребенок впервые начинает осознавать факт материального неравенства людей. Непосредственность сознания и психики ребенка старшего дошкольного возраста приводит к эмоциональному отражению, интенсивному переживанию этого факта. Как нелегко порой объяснить ребенку, что из-за материальных трудностей не можешь купить ему ту или иную вещь!
Старшему дошкольнику трудно сдержать желание немедленно заполучить понравившуюся вещь. В детских сообществах, к сожалению, существуют зависть, обман, воровство, манипуляции сверстниками посредством вещей («Я дам тебе игрушку если ты…»). Многие дети определяют социальный статус человека только по обладанию им «престижными вещами», перефразируя известную поговорку: «Встречают и провожают по-одежке»; предпочитают общество «богатых» сверстников, в качестве мотивов дружбы называя такие, как: «он хорошо одет», «у него есть дорогие игрушки». Но все-таки большинство детей при выборе друга ориентируются на душевные качества человека.
И еще один важный момент. Старшие дошкольники имеют негативный опыт ссор из-за игрушек. Чтобы получить возможность поиграть понравившейся игрушкой, дошкольники часто предлагают ее владельцу какую-либо свою игрушку взамен.

Цель и основные направления дискуссии
Однажды мы проводили занятия по десятой истории с педагогами детских дошкольных учреждений г. Сургута. Анализируя проблемную ситуацию, в которую попали главные герои Света и Катя, воспитатели по вопросу, «кто виноват?» так и не пришли к общему мнению, а вот относительно того, «что делать?», высказанные педагогами позиции были достаточно комплиментарны, близки. И еще, на начальном этапе обсуждения преобладало «черно-белое» видение ситуации, звучали резкие, радикальные оценки, но постепенно они сменились более взвешенными, менее категоричными суждениями и умозаключениями.
Динамика этого процесса такова. Прочитав текст, некоторые педагоги сразу встали на сторону Светы, согласились с ее резко негативной характеристикой, данной Кате («вредина», «жадина» и т.д.). Несколько неожиданным (не по содержанию, а по степени распространенности и поддержки) стало для нас прямо противоположное мнение, высказанное значительной группой педагогов: «Катя не обязана была делиться своей игрушкой», «Катя поступила правильно, она хорошо обосновала свое нежелание давать игрушку», «Кукла у Кати – редкая и дорогая, ее могут сломать», «Может быть, родители запрещают давать куклу», «Для Кати кукла как живая, она же объяснила Свете, что кукла играет только с ней». И вообще «Свете не следовало обижаться, у нее ведь есть Мила, вот и пусть играет, нечего чужое просить».
Многие педагоги осудили «недальновидных» родителей Кати за то, что те «дали в детский сад такую редкую и дорогую игрушку, неужели не могли догадаться, что из-за нее ссора возникнет».
По горячим следам мы решили продолжить обсуждение этого фрагмента повести с детьми. Каково же было наше удивление, когда дети почти слово в слово воспроизвели все мысли, высказанные взрослыми. И во взрослой аудитории, и в группе детей эффективным оказался один и тот же алгоритм организации диалога.
Виновником сложившейся неприятной ситуации кто-то называет Свету, а кто-то – Катю. Постепенно выясняется, что своя «правда», как и своя доля «вины», есть у обеих девочек. Обе девочки, к сожалению, нарушили правила поведения, принятые в их группе («Никого не обижать!», «Радость друг другу дарить!»). Как же все-таки решить проблему с наименьшими потерями, а еще лучше – предупредить подобную ситуацию? Обязательно поговорите об этом с детьми, послушайте их рекомендации и советы, данные Свете и Кате. Наверное, вам удастся соединить «несоединимое», и вы услышите, например, такой вывод: «Если тебе не дают игрушку, не обижайся, это не значит, что человек жадный. Может быть, он просто не может дать. А сам всегда давай игрушку, будь добрым, никого не обижай, и у тебя обязательно будет много друзей».
И конечно, обсуждение конфликта между Светой и Катей должно послужить лишь прологом к серьезному разговору с детьми об их собственном опыте взаимоотношений по поводу вещей, игрушек и т.д.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Катя не дала свою куклу Свете?
2. За что Света обиделась на Катю?
3. Была ли Катя жадной и вредной девочкой?
4. Как бы вы поступили на месте Светы? А Кати?
5. Если человек не дает тебе игрушку, значит ли это, что он плохой?
6. Чем твои игрушки отличаются от чужих?
7. Почему то, что можно делать со своими игрушками, нельзя делать с чужими?
8. Про какие вещи ты говоришь «мои»?
9. Завидовать другим детям – хорошо или плохо?
10. Как отличить жадного человека от щедрого?
11. Всегда ли ты даешь свои игрушки другим детям?
12. Чем ты делишься с друзьями?
13. «Жадный» и «вредный» – одно и то же?
14. Если человек не дарит другим улыбок, он жадный?
15. Если мальчик делится только тем, что ему не нужно, можно ли его назвать щедрым?
16. Есть ли такие вещи, которыми нельзя ни с кем поделиться?
17. Можно ли завидовать трудолюбию, честности, уму?
18. Если у человека будет все, что он пожелает, будет ли он кому-либо завидовать?
19. Хочешь ли ты, чтобы тебе завидовали?
20. Завидуешь ли ты кому-нибудь?
21. Знаешь ли ты людей, которые ничему не завидуют?

Упражнение «Почему так случилось?»

Расскажите детям грустную историю. Один мальчик никому не давал свои игрушки. Как только кто-то подходил к его мячу или велосипеду, мальчик громко кричал: «Не трожь, мое!»
Однажды зимой выпало много снега. Только ребята собрались строить снежную крепость, как вдруг за спиной услышали голос знакомого нам мальчика: «Не трогайте снег, он мой!» В следующий раз, увидев того самого мальчика, ребята приготовились услышать: «Не трожь, мое!», а услышали: «Почему вы со мной не играете?» – и увидели слезы на глазах мальчика.

Игра «Попроси игрушку»

Дайте водящему самую красивую игрушку. Пусть другие дети приложат все усилия, чтобы водящий разрешил им поиграть с понравившейся игрушкой.

Обсудите с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:
«Влез кот на сало и кричит: «Мало!»;
«Кто завидлив, тот и обидлив»;
«В одну лапу всего не сгребешь»;
«Долг платежом красен».