doska11.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к девятой истории (Правила поведения. Происхождение и назначение правил поведения)
Методические указания к девятой истории (Правила поведения. Происхождение и назначение правил поведения)

Название темы
Правила поведения. Происхождение и назначение правил поведения. 

Представления детей
Старший дошкольный возраст
– время стремительного расширения социального горизонта ребенка. Старшие дошкольники сензитивны (особенно чувствительны) к отношениям, нормам, правилам, существующим в обществе.

Выделяется несколько основных линий освоения ребенком нормативной стороны жизни социума:
1.
В ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре – старшие дошкольники овладевают самыми общими смыслами различных форм человеческой деятельности, раскрывают для себя потребностно-мотивационную сферу человеческих поступков и отношений. Основной единицей сюжетно-ролевой игры, по мнению Д.Б. Эльконина, служат роль и связанные с ней игровые действия. В каждой роли (пожарника, учителя, врача, продавца и т.д.) имплицитно или эксплицитно (скрытно или явно) заключены те или иные нормы и правила. Принимая на себя какую-либо роль, стремясь ей соответствовать, ребенок начинает понимать нормы, связанные с ролью, правила, регламентирующие деятельность взрослых. Следование этим нормам и правилам как раз и составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры.
2. Другими «воротами», через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослыми, в процессе которого дети получают прямые инструкции, указания по организации собственного поведения. Стремясь структурировать поведение ребенка, направить его в нужное русло, подчинить спонтанность ребенка логике здравого смысла, мы, взрослые, через запреты «неблаговидных» и поощрение «правильных» поступков и намерений детей создаем в их сознании целые своды локальных или универсальных правил.
3. Очень часто для освоения какого-либо правила, стереотипа поведения ребенок не нуждается в прямых директивах взрослого. Всем известно, как быстро, буквально «на лету», старшие дошкольники «схватывают» все плохое. Достаточно один раз в присутствии ребенка допустить оплошность или произнести неосторожное слово – и, будьте уверены, ребенок это обязательно запомнит и повторит в самый неподходящий момент, заставив вас краснеть. Дети – прекрасные имитаторы, по способности к подражательству они вряд ли уступают попугаям.
Наблюдая за поведением окружающих, воспринимая взрослых и «авторитетных» сверстников как образец для подражания, копируя наши реакции на то или иное событие, ребенок абсолютизирует некоторые моменты нашего поведения, превращая их в правила для себя.
4. Всестороннее, ярко эмоционально окрашенное воздействие на ребенка оказывают книги, театр, кино и особенно телевидение. Главные герои любимых телепередач и книг, виртуальный мир с его спецэффектами – один из самых мощных источников нормативного поведения для современных детей.
5. На формирование представлений, связанных со словом «правило», большое влияние оказывает опыт совместной деятельности ребенка, особенно совместных игр по правилам, а также опыт стихийной самоорганизации детских сообществ (например, во дворе) и появления в них своих условностей и норм.
Перечислив основные, на наш взгляд, источники формирования нормативной сферы в сознании ребенка-дошкольника, перейдем к более детальному, конкретизированному описанию представлений детей, связанных со словом «правило».
Ответы детей на прямо поставленный вопрос «Что такое правило?» распределились следующим образом:
1)
большинство (82%) детей отвечали бессистемным перечислением известных им конкретных правил-предписаний, правил-запретов, регламентирующих узкую сферу отношений («не ходить по лужам», «нельзя переходить дорогу на красный свет», «нельзя бумажки в лесу бросать»);
2) до 12% детей способны производить первичную категоризацию, выделение групп правил («есть правила дорожного движения», «правила поведения за столом»);
3) обобщенные представления, скорее предпонятия о правилах, данные на уровне словесно-логического мышления, встречаются крайне редко («правила говорят нам, что можно и нужно делать и чего делать нельзя», «правила учат нас, как вести себя в определенной ситуации»). По нашему мнению, такие обобщенные дефиниции правил не являются результатом собственной мыслительной деятельности ребенка, они есть повторение, воспроизведение услышанных где-то суждений взрослого.
Слово «правило» дети относят преимущественно к области человеческих отношений. Старшие дошкольники редко задумываются об источнике появления правил, воспринимают их как должное, само собой разумеющееся, а вот функции правил понимают достаточно обобщенно и хорошо («без правил нельзя играть», «без правил люди будут воевать друг с другом», «без правил нельзя жить»).

Цель и основные направления дискуссии
Цель диалога – сформировать у старших дошкольников как можно более общее представление о правилах поведения; показать роль и функции правил в регламентации, упорядочивании жизни людей; донести до детей мысль о том, что правила появляются не случайно, что от правил, принятых в той или иной группе, прямо и непосредственно зависит жизнь каждого человека.
«Почему Татьяна Юрьевна была так серьезна, предложив детям подумать о правилах поведения?», «Почему правила поведения так важны?» и «Зачем нужны правила?» – начните беседу с выяснения этих вопросов.
Попросите детей назвать известные им правила. Применяя позитивную майевтику, обобщите сказанное детьми. Чем похожи все правила, что общего есть в них? Возможно, дети придут к обобщенному представлению о правилах: «Правила определяют, что можно делать и чего делать нельзя», «Правила определяют, как себя следует вести».
Теперь можно еще раз вернуться к вопросу о функциях правил. Что будет с разными сферами человеческой деятельности, если правила вдруг исчезнут?
Еще раз перечитайте правила, придуманные детьми по просьбе Татьяны Юрьевны. Нравятся ли они ребятам из вашей группы? Предложите детям внести дополнения и изменения в эти правила, придумать свои. Обсудите каждое предложение, проанализируйте его с позиции влияния на жизнь детей, на отношения в группе. Целесообразно также предложить детям придумать «идеальные» правила для различных областей человеческой жизни.
В конце диалога поговорите о «правильном» поведении, как поведении, соответствующем правилам, а также об «источнике» правил, роли самого человека в определении оптимальных, разумных правил собственной жизни.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Какие игры вы знаете?
2. Чем похожи известные вам игры?
3. Без чего игра не может состояться?
4. Зачем нужны правила игры?
5. Что будет, если водители и пешеходы перестанут соблюдать правила дорожного движения?
6. Какие правила вы знаете?
7. Есть ли правила в жизни взрослых людей?
8. Откуда берутся правила?
9. Что значит – вести себя правильно?
10. Какое поведение называют неправильным?
11. Есть ли правила в поведении животных?
12. Муравейник живет по правилам?
13. Можно ли играть в игру, не подчиняясь правилам?
14. Бывают у игр глупые и ненужные правила?
15. Почему у маленьких детей свои игры, а у более старших – свои?
16. В какие игры играют взрослые? Могут ли в эти игры поиграть дети?
17. Что ты делаешь, когда тебе не нравится доставшаяся в игре роль?
18. Расстраиваешься ли ты, когда тебя не берут в игру?
19. Можно ли схитрить, чтобы выиграть?
20. Хороший человек и хороший игрок – одно и то же?
21. Во что нельзя играть?
22. Когда кончается игра и начинается жизнь?
23. Можно ли все в жизни делать понарошку, играя?
24. На что похожа игра?
25. Всегда ли существовали правила?
26. Можно ли забыть правила дома?
27. Можно ли делать добро по правилам?
28. Могут ли у человека быть свои, особые правила поведения?
29. Если мальчик знает правила поведения, но не выполняет их, он хороший?
30. Получится ли беседа, если все будут говорить одновременно?
31. Почему к человеку нужно обращаться по имени?
32. Нравится ли тебе, когда тебя не слушают и перебивают?
33. Нравится ли тебе, когда с тобой не согласны, но не объясняют почему?

Упражнение «Что испытывает человек?»

Спросите детей, что испытывает человек, если:
он соблюдает правила, когда играет в прятки, а его товарищи – нет;
случайно нарушил правила поведения;
нарочно нарушил правила игры и ребята перестали с ним дружить.

Упражнение «Исчезнувшие правила»

Представьте себе, что из нашей жизни исчезли все правила, люди просто забыли о необходимости соблюдения правил. Что случится с нами?

Упражнение «Научи меня»

Попросите детей научить вас какой-либо игре. Разыграйте непонимание, попробуйте их запутать, сделайте так, чтобы ваши «учителя» подробно и обстоятельно объясняли вам правила игры.

Упражнение «Правила ведения разговора»

Поучите детей правилам дискуссии, обращению лично к собеседнику, а не через посредника-воспитателя, аргументированному изложению своей позиции, умению слушать и слышать. Для этого попросите детей рассказать, как они провели лето. Если они будут перебивать друг друга, скажите, что, к сожалению, не можете ничего понять. Пусть ваши собеседники подумают, как донести до вас свои мысли. Итогом могут послужить
«Правила ведения разговора»:
-Обращайтесь к собеседнику по имени;
-Не перебивайте друг друга и учителя;
-Объясняйте, почему вы так думаете.

Игра «Правила поведения»

Поиграйте с детьми в «магазин», «метро», «театр», «светофор». Цель этих игр – выработка осмысленных правил поведения в общественных местах.