doska2.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к пятой истории (Знания. Умный человек. Человеческая глупость. Взаимное уважение.)
Методические указания к пятой истории (Знания. Умный человек. Человеческая глупость. Взаимное уважение.)

Название темы
Знания. Умный человек. Человеческая глупость. Взаимное уважение.

Представления детей
Специфика тесно связанных в сознании детей представлений о знаниях, умном человеке и человеческой глупости определяется наглядностью, конкретностью доминирующей формы мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образным мышлением.
Большинство детей 5–6-летнего возраста воспринимают знания как умение отвечать на вопросы. Это не случайно, ведь мы, взрослые, часто хвалим ребенка; услышав от него «правильный», устраивающий нас ответ, восклицаем: «Как много ты знаешь!» или «Какой ты умный!» Мы уже писали о том, что наглядно-образное мышление старшего дошкольника устанавливает, фиксирует лишь внешние, поверхностные, видимые связи и отношения действительности, применительно к нашей конкретной теме – связь между правильным ответом на вопрос и похвалой взрослого («много знаешь», «умный»). Поэтому «умный человек», в представлении значительной группы детей, «знает ответ на вопрос», «правильно отвечает на вопросы». Соответственно, «глупый человек» «отвечает неправильно», «не может ответить на вопрос».
Важным качеством представлений старших дошкольников по изучаемой теме является абсолютность, категоричность их оценок, характеристик людей. Лишь очень незначительное число детей (5–7%) понимают относительность определений «умный» или «глупый». Как правило, дети не чувствуют нюансов и полутонов, их оценки людей полярны, радикальны. Если человек «умный», то он «знает ответы на все вопросы» (на все, и никак не меньше!), а «глупый» «не может ответить ни на один вопрос», «ничего не знает».
Происхождение такой категоричности и абсолютности оценок станет понятным, если вспомнить, что от людей, которых дети считают умными (родители, воспитатели, учителя, ученые), ребенок в самом деле получает тот или иной ответ на все (!) интересующие его вопросы. Взрослые крайне редко признаются ребенку в собственной несостоятельности, в том, что они несведущи, не знают чего-либо. Отсюда дети делают неверный вывод: умные (взрослые, воспитатели, родители и т.д.) знают всё.
Рассмотрим другой аспект проблемы. Себя большинство детей старшего дошкольного возраста безоговорочно причисляют к категории «умных». Исследования психологов говорят о достаточно высокой самооценке современных детей, их в целом положительном отношении к своим собственным достижениям. «Ближний круг ребенка» – в первую очередь бабушки, дедушки, родители – любят ребенка просто за то, что он есть, безотносительно к его успехам или неудачам, всячески демонстрируют свою любовь, подкрепляя его высокую самооценку. Вместе с тем не стоит списывать со счетов опыт разочарования в своих интеллектуальных силах, ошибки, неудачи, которые к 5–6 годам появляются у каждого ребенка. Сегодня образовательные программы детских садов по своему содержанию и методу преподавания все больше приближаются к школьным. Занимаясь по ним, получая в той или иной форме оценку педагога, сравнивая себя со сверстниками, ребенок может обнаружить, что он не самый первый, не лучший, многого не знает. Вопрос «А умный ли я?» не праздный для детей. Даже при наличии высокой самооценки он имплицитно, скрытно присутствует в сознании ребенка. Сомнения есть все-таки у большинства детей, их позиция амбивалентна, двойственна. Ребенок знает (простите за тавтологию), что он многого не знает.
Приведем еще несколько особенностей представлений детей по изучаемой теме:
1)
старшие дошкольники считают, что не знать чего-либо плохо, и даже стыдно, они эмоционально переживают собственную некомпетентность;
2) интересно, что самих себя в более раннем возрасте, как и своих младших братьев и сестер, дети считают «глупенькими», а вот такое же отношение старших к себе им не нравится;
3) очень большим авторитетом, «непогрешимостью» в глазах ребенка пользуются взрослые;
4) старшие дошкольники стремятся к знаниям, обладают широчайшими познавательными мотивами, считают, что «учиться, получать знания – хорошо», им становится понятен социальный смысл обучения;
5) в качестве основных источников знания дети называют школу, детский сад, книги, фильмы, рассказы родителей;
6) получая удовольствие от приобретения новых знаний, старшие дошкольники начинают понимать, что обучение сопряжено с трудом, затратами сил и времени;
7) для сохранения высокой мотивации к учебе им все еще нужны внешняя опора, поощрение, в первую очередь положительная оценка их усилий со стороны взрослых.
Несколько слов о представлениях детей по теме «Взаимное уважение». Понятно, что эти представления формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками, тесно связаны с атмосферой, царящей в семье, детском саду, с референтной сферой ребенка.
Так как референтные сферы (внутренне, субъективно представленные в сознании ребенка люди, на мнения которых он ориентируется и чьи оценки для него значимы) у разных детей разные, то и представления детей о взаимном уважении весьма отличаются. Очень важно, к какому стилю взаимоотношений с окружающими привык ребенок, какой стиль исповедует его окружение.
Кто-то из детей, к сожалению, привык к снисходительному и даже пренебрежительному отношению к себе, кого-то, наоборот, чрезмерно балуют, потакают всем капризам. Большинство детей стремятся к равным, партнерским отношениям со взрослыми, ценят такие отношения, очень хотят добиться уважения старших.

Цель и основные направления дискуссии
Основные цели диалога по пятой истории представим несколькими тезисами, которые могут прозвучать в качестве промежуточных или итоговых выводов вашего диалога с детьми. Эти тезисы и умозаключения приведены здесь в последовательности, отражающей возможный ход дискуссии: 
1. Умный человек не тот, кто знает ответы на все вопросы. Знать всё просто невозможно. Даже очень умные люди – учителя, ученые, профессора, – хорошо разбираясь в одних проблемах, могут ничего не понимать в других.
2. Чего-то не знать – не значит быть глупым, ибо для всех людей существуют вопросы, в которых они полностью некомпетентны. Не знать чего-либо не стыдно. 
3. Умный человек – тот, кто стремится приобретать знания, всю жизнь учится у других людей, у природы, получает знания в школе, из книг. Он не боится признаться ни себе, ни другим людям в том, что чего-то не знает.
4. Глупых людей вообще не существует, ведь любой человек что-то знает, просто одни люди знают больше, а другие – меньше.
5. Человеческая глупость, к сожалению, все-таки есть. Она проявляется в нежелании учиться, развиваться, в чванливой уверенности в том, что ты знаешь всё, в потере интереса к природе, людям, знаниям.
6. Всегда есть люди, которые знают больше тебя, и те, которые знают меньше тебя. Если ты считаешь себя умнее какого-то человека, то это не повод для того, чтобы не считаться с ним, не уважать его, относиться к нему свысока, пренебрежительно. Наоборот! Ты получишь большое удовольствие, поделившись своими знаниями, научив кого-то.
7. Только проявляя уважение к другому человеку, ты вправе рассчитывать на соответствующее отношение к себе.
Подробно изложив наши представления о целях дискуссии по изучаемой теме, попробуем более конкретно описать ход и способы организации беседы, иными словами, попытаемся дать ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы дети сами, точнее – при небольшой помощи со стороны педагога, смогли прийти к необходимым выводам и умозаключениям?»
Нам кажется, что лучшим началом диалога будет критика и развенчание слишком самоуверенной, доходящей до заносчивости, позиции старшего брата Светы. Эту задачу можно полностью «отдать на откуп» вашим маленьким собеседникам. Наверняка дети сами аргументированно докажут, во-первых, что есть люди и поумнее брата Светы, а во-вторых, что он, конечно, знает далеко не всё. Пусть дети приведут примеры того, чего Светин брат не знает точно. Быть может, среди этих примеров окажутся и такие вопросы, на которые вообще никто не сможет ответить («Сколько звезд на небе?», «Сколько капелек в океане?», «Сколько песчинок в пустыне?»).
Поинтересуйтесь мнением детей о том, кого они считают самыми умными и могут ли даже самые умные люди дать ответ хотя бы на те вопросы, которые мы только что поставили? Конечно, мы не хотим разочаровывать детей в их вере в интеллектуальные возможности человека, но при вдумчивом анализе дети быстро делают не очень оптимистичный, но правдивый, реалистичный вывод: «Даже умный человек не знает ответа на многие вопросы», «Люди знают не всё». Если ученому не под силу справиться со всеми проблемами, то ребенку не стоит стыдиться собственного незнания чего-либо.
Нам встречались очень интересные диалектичные суждения детей. («Трудно понять, вроде бы самый умный человек, ученый, очень многое знает, математик – по математике, писатель – про книги, а вот дом построить не сумеет. Что же он – в одном глупый, а в другом умный? Он что – и глупый и умный одновременно?») На этом этапе диалога создаются предпосылки для понимания детьми относительности определений «глупый» и «умный». Возникает проблемная ситуация. Некоторые дети сбиты с толку: «Если глупый знает не всё и умный тоже, то как все-таки отличить глупого человека от умного?» Когда дети не способны сами преодолеть эту проблему, то целесообразно привести примеры, рассказать им очень короткие истории, помогающие понять, что глупый не учится, не получает знания, а умный старается все узнать, изучить, или что глупый постоянно берется не за свое дело, за то, чего он не умеет делать, но думает, что всё знает; умный сначала посмотрит, изучит, спросит и только потом делает – и у него получается! Словом, дайте детям пищу для размышления, конструирования своих определений ума и глупости. Сделайте соответствующие обобщения.
Говоря о теме «Взаимное уважение», спросите детей об их взаимоотношениях со старшими. Ваши собеседники могут рассказать как о негативном, так и о позитивном опыте своих отношений. Сделайте акцент на том, что чувствуют дети, когда с ними не считаются, их не уважают. Сопоставьте опыт негативных и позитивных отношений, сделайте выводы. Подумайте, как можно оптимизировать, улучшить отношения детей со взрослыми, составьте алгоритмы соответствующих действий.

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. Каких людей вы считаете самыми умными? Почему?
2. Есть ли люди, знающие ответы на все вопросы?
3. Кто умнее: вы или ваши родители? Почему?
4. Кто умнее: вы или ваши младшие братья и сестры? Почему?
5. Если человек чего-то не знает, можно ли его назвать глупым?
6. Если человек считает, что он знает все и ему не надо учиться, можно ли его назвать глупым?
7. Кто умнее: человек, который прочитал одну книгу, или человек, который прочел тысячу книг?
8. Может ли умный человек задать вопрос?
9. Зачем нужно учиться?
10. Можно ли узнать о себе что-то новое?
11. Хочешь ли ты, чтобы о тебе знали другие?
12. О своем друге ты знаешь больше, чем о себе, или меньше?
13. Если ты чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать, ты – глупый?
14. Что бы ты хотел узнать, чему научиться?
15. Можно ли много знать, если ничему не хочешь учиться?
16. Всему ли можно научиться?
17. Можно ли задать вопрос самому себе?
18. Хорошо ли смеяться над теми, кто что-то делает хуже тебя?
19. Можно ли дружить с теми, кто «задирает нос»?

Упражнение «Про какого человека говорят, что он умный?»

Устройте своеобразный конкурс для ваших маленьких собеседников. Интересно, кто из них лучше ответит на вопрос: «Про какого человека говорят, что он умный?»

Упражнение «Где ума набраться?»

Расспросите детей, как человек получает знания, у кого (чего) человек учится. Вы наверняка услышите: «человек учится в школе», «получает знания из книг», «в детском саду», «от родителей».
Теперь расскажите детям такую историю.
Два друга увидели на небе тучи, но все равно отправились в дальнюю дорогу без зонтов и промокли. В следующий раз, увидев тучи, один мальчик взял зонтик, а другой по-прежнему был беспечным. Для беспечного мальчика последствия прогулки под дождем оказались плачевными.
Спросите у детей: кто из мальчиков умнее и почему? Ответ очевиден. Значит, умный учится у природы, замечает, что, если тучи сгустились, жди дождя; учитывает свой опыт, свои ошибки. К этому выводу дети должны прийти самостоятельно.

Упражнение «Что ты чувствуешь?»

Спросите у детей, что они чувствуют:
когда о них говорят, что они умные;
когда им кто-то задает вопрос, а они знают ответ;
когда они узнают что-то новое.
Обобщите ответы, вместе сделайте вывод: приятно быть умным, делиться знаниями.

Упражнение «Книга»

Скажите детям, что, отгадав загадку, они смогут узнать, откуда человек получает знания.
«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает».

Игра «Интервью»

Представим, что один из ваших собеседников стал профессором, крупным ученым и совершил замечательное открытие. Пусть «журналист» из числа ваших учеников расспросит «профессора», как ему удалось так много узнать.

Обсудите с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:
Умный учится на чужих ошибках, а глупый – на своих;
Ум хорошо, а два лучше;
Умного учить – только портить;
Где умный найдет, там глупый потеряет;
Век живи, век учись;
Книга – источник знаний.