doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания ко второй истории (Внутренний мир человека)
Методические указания ко второй истории (Внутренний мир человека)

Название темы
Человек. Внутренний, субъективный мир человека (мысли, чувства, мечты, сны). 

Представления детей
Под представлениями в современной психологии понимаются созданные в плане воображения (представления воображения) или воссозданные в памяти (представления памяти) наглядные образы объективно существующего: предметов, явлений, действий, отношений.
Генез представлений тесно связан с развитием второй сигнальной системы – языка, речи. Л.С. Выготский писал об этом так: «Развитие значения слова и развитие мышления есть один и тот же процесс – процесс речевого (языкового) мышления». Исследования многих отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) доказывают, что основным «материалом» наглядно-образного мышления, специфичного для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, служат так называемые житейские, или спонтанные, понятия (представления, субъективно, психологически связанные со словами обыденного языка, находящимися в языковой компетенции ребенка).
Итак, ребенок старшего дошкольного возраста мыслит посредством слов обыденного языка и стоящих за ними «субъективных картинок», образов, представлений. Анализ ответов детей 5–6-летнего возраста на вопрос «Что такое человек?» полностью подтверждает этот вывод. Значительная группа детей (около 30%) связывает со словом «человек» предельно конкретный, единичный образ (образ конкретного, знакомого ребенку человека). «Человек» для этих детей: «мой папа», «моя бабушка», «наш воспитатель», «вы», «я сам».
Наряду с единичными представлениями у детей старшего дошкольного возраста есть и общие представления о содержании слова «человек». Напомним, что, в отличие от единичного, конкретного представления, общее представление отражает наглядные признаки, свойственные не отдельному предмету или явлению, а целому классу, группе сходных предметов и явлений. Примерно для 40% детей старшего дошкольного возраста понятие «человек» сводится к набору внешних, видимых, телесных, наглядных признаков, данных вне соподчинения, бессистемно. Приведем несколько типичных суждений детей: «Человек – это тот, у кого есть руки, ноги, голова»; «Человек – в брюках или платье, с глазами»; «У человека есть волосы, ногти и живот».
Французский психолог А. Валлон писал: «В представлениях детей наиболее ярко оживают движущиеся части, моменты изменения, движения». Для 20% детей старшего дошкольного возраста человек – это «тот, кто ходит на работу или в детский сад»; «разговаривает и смеется»; «поливает цветы, заправляет постель», словом, человек – кто-то активный, действующий.
Около 3% детей в качестве признака, характеризующего понятие «человек», назвали «живой».
Внутренние, сокрытые от непосредственного наблюдения характеристики человека, наличие у него субъективного мира (мысли, чувства и т.д.) дети старшего дошкольного возраста называют редко (1 – 3%).
Хотя основной темой беседы по данному фрагменту повести является человек, мы не можем не сказать несколько слов об отношении детей к куклам. Швейцарский психолог Ж. Пиаже открыл и описал очень интересное свойство детского мышления – анимизм. Ребенок старшего дошкольного возраста воспринимает объективный мир по аналогии с тем, что ему хорошо известно, – с самим собой! Анимизм состоит в приписывании атрибутов живого – неживому, в понимании объективного мира как одушевленного. Следуя анимизму, многие дети наделяют своих кукол человеческими чертами, предполагают наличие в них мысли, чувства, воли, разума, общаются с куклами как с равными, фигурально выражаясь, «верят в сказки и Деда Мороза». 

Цель и основные направления дискуссии
Основная цель диалога по данному фрагменту повести – создать условия, позволяющие детям перейти от единичного представления о конкретном человеке к представлению о человеке вообще, общему представлению, а также помочь детям осознать очень важную мысль: человек нечто большее, чем человеческий облик, его тело, одежда и т.д.
Понятие «человек» не исчерпывается внешними, телесными, видимыми признаками. Человек – это прежде всего сложный внутренний, субъективный мир (сознание, мышление, чувства, переживания, эмоции, фантазии, воображение, сны, характер, увлечения, мечты и т.д.).
Текст анализируемой истории посвящен куклам, но куклы интересуют нас отнюдь не сами по себе. Куклы – внешняя копия человека. Тело куклы подобно телу человека. Известно, что наиболее продуктивно ребенок старшего дошкольного возраста мыслит, сравнивая знакомые ему предметы и явления. Вот и пусть на этом занятии дети с вашей помощью как можно больше сравнивают кукол с … самими собой! Сравнивая себя и куклу, находя нечто общее и – что особо значимо для нас – различное, ребенок тем самым лучше узнает, поймет, что такое человек.
Одним из вариантов начала беседы может быть обсуждение с детьми содержания первого абзаца текста. Действительно, если все дети принесут в детский сад своих кукол, станет ли в вашей группе больше людей? Постарайтесь сделать так, чтобы мнения детей по этому вопросу разделились, и тогда вы наверняка услышите суждения детей, относящиеся к слову «человек».
Закончите чтение текста и попытайтесь вместе с детьми найти разницу между куклой и человеком. Может быть, она заключается не только в том, что «куклы не дразнятся»?
Для большей наглядности можете пригласить в центр круга кого-нибудь из ваших маленьких собеседников и поставить рядом с ним красивую куклу. Повторите основной вопрос: «В чем все-таки состоит разница между куклой и человеком?» Для себя фиксируйте ответы детей в виде таблицы с двумя колонками – «кукла», «человек» – и соответствующими признаками. Возможно, вам удастся с помощью аппликации, образов, символов, схематичных рисунков составить эту таблицу вместе с детьми.
Помните, что вам важно выйти на понятие «внутренний мир человека». Кропотливо работайте с каждым признаком. Например, многие дети выделяют следующие различия между куклой и человеком: «человек умеет говорить, а кукла нет». Может быть, кто-то из детей скажет о «говорящих куклах» (с батарейкой) или о немых людях, о телевизоре или магнитофоне, которые тоже «говорят». Если дети не приведут подобных примеров, то это должны сделать вы.
Постепенно перебирая различные признаки, дети откроют для себя факт существования наряду с телом субъективного мира человека. «У человека есть не только ноги, руки, голова, в общем, тело, но и мысли, чувства, душа» – такой вывод сделал один шестилетний «философ». Закончить беседу можно построением иерархии выделенных признаков понятия «человек» и, возможно, выводом, что внутренний мир, «душа» – главное в человеке.
Педагоги спрашивают: «А как же быть с детьми, искренне верящими, что куклы имеют душу, что куклы – живые?» Не спешите разрушать сказку! По отношению к этим детям мы должны быть максимально тактичными. Промежуточный вывод для них может звучать так: «Куклы похожи на людей, с ними, конечно, можно разговаривать и дружить, но по-особенному, по-кукольному». А вообще не заостряйте внимания на этих проблемах, они еще выступят в качестве отдельной темы для обсуждения. Пусть ваш диалог будет направлен не на развенчание сказки и мифа, но на развитие представлений детей, связанных со словом «человек». 

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается разница между куклой и человеком?
2. Чем кукла и человек похожи?
3. Чем куклы отличаются от других игрушек?
4. Есть ли говорящие куклы?
5. Твоя кукла разговаривает с тобой?
6. Ты можешь поговорить с чужой куклой?
7. Станет ли в нашей группе больше людей, если мы принесем в нее своих кукол?
8. Умеет ли кукла думать?
9. Видит ли кукла сны?
10. О чем мечтает твоя кукла?
11. Кукле бывает обидно?
12. Что кроме тела есть у человека?
13. Что значит быть человеком?
14. Хорошо выглядеть и быть хорошим человеком – это одно и то же?
15. Что важнее: красиво одеваться или быть добрым?
16. Больно ли цветку, когда его срывают?
17. Знают ли куклы, как их зовут?
18. Может ли кукла совершить плохой поступок?
19. В скором будущем компьютер станет думать быстрее человека. Он будет двигаться и разговаривать. Будет ли тогда человек чем-либо отличаться от компьютера?
20. Как вы понимаете выражение «душевный человек»? Про каких людей так говорят?
21. Как вы понимаете выражение «настоящая дружба»?

Упражнение «Может ли человек...»

Как вы считаете, может ли человек:
не думать;
не мечтать;
не надеяться;
не волноваться;
не иметь характера?

Упражнение «Кукла и человек»

Согласны ли вы, что разница между куклой и человеком заключается в том, что:
человек умеет говорить, а кукла – нет;
человек живой, а кукла – нет;
у человека есть руки, ноги, голова, а у куклы – нет;
человек может вас обидеть, а кукла – нет;
всем куклам можно доверять свои тайны, а всем людям – нет;
человек умеет рисовать, а кукла не умеет?

Упражнение «Душа и тело»

Попросите детей внимательно посмотреть друг на друга и ответить на вопрос: «Что есть у каждого человека?» Скорее всего дети ограничатся перечислением внешних, бросающихся в глаза признаков («руки», «ноги», «голова»). Пусть дети попробуют назвать все это одним словом («тело»). Помогите детям вспомнить, что помимо тела каждый человек имеет мысли, чувства, мечты… Вдруг ваши собеседники сумеют обозначить явления, относящиеся к внутреннему, субъективному миру человека, словом «душа»?

Упражнение «Что управляет человеком?»

Спросите у детей, кто управляет самолетом, автомобилем. Приведите простые примеры человеческих действий, поступков. Поинтересуйтесь, кто или что управляет человеком в каждом конкретном случае. Возможно, что наряду с другими вариантами ответов будет и такой: «Ум». Обсудите, является ли ум частью нашего тела. А нашей души?

Игра «Поговори с куклой»

Попросите детей по очереди поговорить с одной куклой. Затем дети должны рассказать, о чем им «сообщила» кукла. Сравните и обсудите сообщения участников игры.

Игра «Мастерская кукол»

Смастерите вместе с детьми куклу из подручного материала. Дайте ей имя, поиграйте с ней.