doska9.jpg



Яндекс.Метрика
Теория диалогического воспитания и обучения ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ (книга) Методические указания к первой истории ("Мир слов" и "мир вещей")
Методические указания к первой истории ("Мир слов" и "мир вещей")

Название темы
Имя и человек. Названия и предметы. «Мир слов» и «мир вещей» — два разных мира. Связь обозначающего и обозначаемого. Функции языка.

Представления детей
Представления детей старшего дошкольного возраста об окру¬жающем их мире можно охарактеризовать как синкретичные (нерасчлененные, слитные, целостные). Генез картины мира ребенка идет по пути дифференциации первоначально синкретичных представлений.
Необходимым психологическим условием развития картины мира детей является преодоление ими номинального реализма. Термин «номинальный реализм» был введен в психологию швей¬царским ученым Ж. Пиаже. Под номинальным реализмом Ж. Пиаже понимал «неспособность детей различать миры обозначающе¬го и обозначаемого», названия предметов и сами предметы, слова, знаки и то, что они обозначают, на что указывают. Дети отождествляют названия предметов и предметы, людей и их имена. За словом ребенка зачастую стоит единичный образ какого-либо знакомого предмета. Имя и название для старших дошкольников — атрибут конкретного человека, определенного предмета. Слово воспринимается ребенком как «лейбл» предмета или явления, с которыми он сталкивался в своем непосредственном опыте. Старшие дошкольники, как правило, еще не осознают того факта, что за словом сто¬ит не отдельный предмет, а целый класс однородных предметов сходных по каким-либо признакам.

Цель и основные направления дискуссии
Дискуссия по первому фрагменту повести преследует цель созда¬ния психологических условий для преодоления номинального реализма детей.
Педагогу необходимо развести в сознании детей мир обозначающего и обозначаемого, помочь ребенку понять, что человек и его имя, вещь и ее название не одно и то же.

Для решения этих задач дискуссию можно построить следующим образом:
1. Обсудите тот факт, что люди имеют имена, а вещи — названия. Если в вашей группе есть дети с одинаковыми именами, обратите внимание учащихся на это обстоятельство. Как же так — два разных человека имеют одно имя? Значит, человек и его имя не одно и то же?
2. Обсудите проблему: похожи ли имена людей на названия вещей? Можно ли сказать, что имя человека - это его название, а название вещи - ее имя? Приведите как можно больше конкретных примеров, сделайте обобщение. Может быть, имя человека похоже на название вещи тем, что и то и другое являются словом?
3. Постарайтесь довести до сознания ребенка мысль, что за одним словом могут скрываться разные, но чем-то похожие предметы. Для этого можно положить перед детьми 5 одинаковых предметов (например, мячей). Пусть дети сосчитают их количество. А потом попробуют сосчитать количество названий. Здесь мнения могут разделиться. Кто- то будет утверждать, что у 5 предметов 5 названий, у каждого свое, а кто- то - что одно. Значит, название предмета и сам предмет не одно и то же.
4. Понять разницу между обозначающим и обозначаемым ребенку поможет выяснение происхождения названий и вещей, предметов. Откуда берутся имена? Их дают родители. Откуда берутся слова? Их придумывают люди. Это дети знают. Знают они и то, что было время, когда людей не существовало, но предметы окружающей природы уже были реальностью. Солнышко светило, а названия у него еще не было. Словом, имена, названия — факт культуры, их придумали люди, а предметы могут существовать и без названий, многие из них созданы самой природой.
5. Интересна тема связи обозначающего и обозначаемого. Не случайно так распространено мнение о том, что имя определяет судьбу человека. Вспомните поговорку «Как корабль назовешь, так он и плыть будет». Есть названия, буквально говорящие о том, что они обозначают: «самовар», «пароход», «самолет» и т.д. А есть такие, связь которых с предметами сложна и опосредствована. И все-таки имена и названия даются не случайно.
6. Пусть дети придумывают новые «подходящие», «смешные», «грустные» имена и названия, создают новые слова, свой язык. Такое словотворчество естественно для старших дошкольников.
7. Закончить диалог вы можете, обсудив функции языка. Пусть дети попробуют ответить на вопросы: «Для чего нужны слова?» и «Что будет с нами, если мы разучимся говорить?».

Методические задания

Вопросы для обсуждения:

1. С чего начинается знакомство?
2. Почему Света отложила свои дела и стала придумывать имя кукле?
3. Кто дает имена куклам? А вам?
4. Откуда берутся имена?
5. Можно ли придумать новые слова?
6. Света дала своей кукле подходящее имя? Почему?
7. Есть ли вещи без названия?
8. Похож ли ты на свое имя?
9. Твое имя неправильно произнесли. Значит, и ты изменился?
10. Ты все время растешь. А растет ли твое имя?
11. Нравится ли тебе твое имя?
12. Может ли человек поменять свое имя?
13. Могут ли у человека быть два имени?
15. Есть ли люди без имени?
16. Что было бы, если бы имена исчезли?
17. Есть ли имена у стульев, шкафов, вилок? А у городов, кораблей, рек, стран?
18. Людей с одинаковыми именами называют тезками. А всегда ли тезки похожи друг на друга?
19. Что такое прозвище? Чем оно отличается от имени?
20. Зачем нужны имена?
21. Можно ли имя купить в магазине?
22. Почему тебя так назвали?
23. Если человек живет на необитаемом острове, нужно ли ему имя?
24. У кошки Мурки родилось 5 одинаковых котят. Можно ли их назвать одним именем?
25. Если у кошки нет имени, можно ли ее называть просто «кошка»?
26. Почему индейцы в Америке имеют такие имена: Сокол — Верный Глаз, Филин — Большое Ухо, Хитрый Змей?
27. Что означают имена Вера, Надежда, Любовь?
28. Чем похожи имя человека и название вещи?
29. Что означает твое имя? Если не знаешь, спроси у взрослых.
30. Мальчика попросили разделить апельсин на три части. Он сделал это так: а-пель-син (по слогам). Что делил мальчик — сам апельсин или слово «апельсин»?
31. Ты хочешь пить и сказал слово «вода». Твоя жажда исчезла?
32. Игрушечную машинку можно разобрать. Открутить колеса, отломать дверцы, снять кузов. А можно ли разобрать слово «машина»?
33. Слово «колесо» — круглое?
34. Откуда взялись слова? Их сделали на заводе?
35. Может ли один и тот же предмет называться разными словами?
36. Чем слово «стул» отличается от стула, на котором ты сидишь?

Упражнение «Можно ли назвать одним словом?»

Можно ли назвать одним словом: клен, березу, сосну, осину, пальму; собаку, кошку, корову, козу, овцу; папу, маму, дочку, сына, бабушку, дедушку; кузнечика, муравья, стрекозу, жука; ложку, вилку, кастрюлю, половник; молоток, отвертку, клещи, рубанок; землянику, ежевику, чернику, малину?

Упражнение «Как корабль назовешь, так он и плыть будет»

Как вы думаете, почему военные корабли носят такие названия: «Гордый», «Стремительный», «Бесстрашный», «Отважный», «Сторожевой», «Меткий», «Быстрый», «Находчивый»?

Упражнение «Подбери подходящее имя»

Как бы вы назвали:
-маленького белого котенка;
-большую черную собаку;
- ловкую, юркую ящерицу;
-медлительную черепаху;
-огромный и мощный корабль?

Упражнение «Как появилось ваше имя ?»

Расспросите родителей, как появилось ваше имя. Поделитесь с другими ребятами своими открытиями.

Упражнение «Многозначные слова»

Что вы представляете, когда слышите слова: «лист», «лук», «машина», «зебра», «замок»?

Упражнение «Деревня»

Представьте, что вы приехали в деревню к бабушке и слышите, как она кличет своих домашних животных (коров, кошек, собак, лошадей, кур и т.д.). Попробуйте догадаться, кто из них отозвался на имя: Пеструшка, Барсик, Ласточка, Милка, Борька, Петя, Чернушка, Шарик, Бобик, Пушок, Рыжик, Звездочка, Муська, Дружок, Васька, Гнедка, Малыш.

Упражнение «Говорящие названия»

Догадайтесь, почему животные получили такие названия: носорог, сороконожка, жук-щелкун (переворачиваясь со спины, издает щелчок), крикливая лягушка, птица-пересмешник, муравьед, соня, рыба-прилипала?

Упражнение «Придумай название»

Придумайте названия сказочным предметам, стараясь не употреблять слово «волшебный»:
книжке, которая сама себя читает; шкатулке, в которую можно спрятать даже гору; колечку, надев которое можно читать чужие мысли; зеркальцу, в котором отражаются только хорошие люди.

Упражнение «Рисунок»

Предложите детям нарисовать Свету и Милу. Спросите у них, почему они нарисовали их так, а не иначе.

Упражнение «Что хотел сказать мальчик»

Объясните, что хотел сказать маленький мальчик:
-я намакаронился;
-я — почемучка, а ты — потомучка;
-улиционер;
-ёлка обсвечкана.

Игра «Испорченный телефон»

Дети садятся в круг, водящий задумывает любое слово и шепчет его скороговоркой на ухо игроку, сидящему рядом, который передает то, что услышал, следующему участнику игры, и т.д. Если последний в цепочке правильно называет задуманное слово, то он становится водящим.

Игра «Пантомима»

Дети делятся на две команды. Участники одной из команд задумывают любую сказку или мультфильм и сообщают название представителю другой команды. Его задача — молча, только посредством пантомимы донести до участников своей команды содержание задуманной сказки, сделать так, чтобы название сказки было угадано.
Обсудите с детьми содержание следующих пословиц и поговорок:
«Слово — серебро, а молчание — золото»; «Язык до Киева доведет».


Значение некоторых имен

Александр (греч.) - защитник людей;
Алексей — защита, помощь;
Алиса (др.-герм.) - малышка;
Анжела (греч.) — вестница;
Анна (др.-евр.) — грациозная, миловидная;
Артем (греч.) — здоровый;
Владимир (ст.-слав.) — властелин мира;
Глеб (др.-сканд.) - любимец богов;
Дарья (греч.) — сильная, побеждающая;
Дмитрий (греч.) —щедрый;
Екатерина (греч.) — чистая;
Елена (греч.) — светлая, сияющая;
Ирина (лат.) — бурная;
Кирилл (греч.) — маленький господин;
Константин (лат.) — постоянный;
Ксения, Оксана (греч.) — чужестранка, гостья;
Максим (лат.) — величайший;
Мария (др.-евр.) —1) печальная. 2) возмущение, сопротивление;
Ольга (др.-сканд.) — святая;
Павел (лат.) - малыш, небольшой;
Роман (лат.) — римлянин;
Сергей (лат.) —1) ясный. 2) высокочтимый;
Татьяна (лат.) — устроительница;
Тимур (тюрк.) — железный;
Филипп (греч.) — любящий коней.